Педагогическое сообщество

«Созидательный педагог»

Учебно – методический материал на тему:«Знакомство воспитанников дополнительного
образования с сезонными изменениями
в природе»

Природа - это уникальная книга.

Ее тираж - один экземпляр.

Только один! И в связи с этим, читая ее,

Нужно беречь каждую страницу!

Проблема экологического воспитания является сегодня в высшей степени актуальной. До определенного времени воздействие человека сглаживалось процессами, происходящими в биосфере, но
сегодня человек стоит на грани экологического кризиса. Именно в
связи с этим так важен в экологическом воспитании детей начальный
этап, когда они получают первоначальные сведения о культуре взаимоотношений с природной средой.

 Любовь к природе у младших школьниках воспитывается на основе знаний о неживой природе, растениях и животных, условиях их
жизни, основных потребностях, а также навыков и умений по уходу
за ними. Формированию бережного отношения к природе способствует и ее эстетическое восприятие. Кроме того, у детей всех возрастных групп необходимо формировать познавательное отношение к природе, желание узнать о ней как можно больше.

Знания о сезонных изменениях в природе играют важную роль в
процессе экологического образования. Воспитанникам доступны следующие представления об изменениях в природе: каждый сезон имеет свою продолжительность дня и ночи, определенный характер погоды, температуру воздуха, типичные осадки; особенности явлений неживой природы определяют состояние растительного мира и образ жизни животных в данный сезон.

Систематическое ознакомление детей с природой начинается в
первый год обучения. Школьники получают начальные знания об
отличительных признаках сезонов. Они должны понимать некоторые связи между явлениями природы: дует ветер – качаются деревья, светит солнце - становится теплее. Педагог учит воспитанников наблюдать за объектами и явлениями природы. При этом детям предлагаются познавательные задачи по наблюдениям и план, которого следует придерживаться. Очень важно приучить их рассказывать о результатах наблюдения. Задача педагога - формировать у ребят эмоционально-положительное, бережное отношение к природе.

Со второго года обучения представления детей о свойствах и качествах предметов неживой природы расширяются и конкретизируются. Ребята продолжают учиться наблюдать за объектами природы. Эта деятельность по сравнению с предыдущим годом усложняется. Детей учат принимать задачу наблюдения, они овладевают исследовательскими действиями, пытаются сравнивать, связно рассказывать о наблюдаемом, делать выводы.

На третьем году обучения основной задачей становится формирование у детей знаний о связях и отношениях, существующих в природе: о потребностях растений и животных, о зависимости их от условий жизни, о связях между некоторыми органами и их функциями. Дети узнают о стадиях роста и развития растений, о причинах сезонных изменений в природе, о некоторой последовательности сезонных изменений. Систематизация знаний о сезонах происходит на
основе установления временных (чтоза чем происходит) и причинно-следственных (от чего происходят те или иные явления) связей. Важно развивать у детей умение наблюдать за изменениями природных явлений, воспитывать чувство любви ко всему живому, обучать некоторым способам охраны природы.

На четвертом году обучения основной задачей является уточнение и расширение знаний о закономерных изменениях явлений неживой природы и их влиянии на живые организмы, дальнейшая их систематизация и обобщение.

В педагогическом процессе по ознакомлению детей с сезонными
изменениями в природе используются разнообразные формы организации учебно-познавательной деятельности. Занятия или экскурсии чаще всего проводятся со всеми детьми (фронтальная форма организации). Наблюдения за конкретными объектами и явлениями природы лучше осуществлять с небольшой подгруппой или индивидуально. Используются и различные методы обучения - наглядные, практические, словесные.

Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяются возрастными возможностями детей, характером
воспитательно-образовательных задач, которые решает педагог. Разнообразие самих объектов и явлений природы в разное время года, которые должен познать ребенок, также требует использования разнообразных методов.

Рассмотрим подробнее особенности метода наблюдения как ведущего метода ознакомления детей с сезонными изменениями в природе. Наблюдение - это специально организованное педагогом, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных), сезонных явлений. Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии, в
простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Многие связи и отношения природных явлений доступны непосредственному наблюдению, зримы. Познание связей и отношений формирует элементы материалистического миропонимания природы. Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности, способствует развитию наблюдательности.

Для успешного достижения поставленной цели педагог; продумывает и использует специальные приемы, организующие активное восприятие детей: задает вопросы, предлагает обследовать, сравнивать объекты между собой, устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы.

Ценным пособием для знакомства с сезонными особенностями
природы своего края может стать календарь природы. С помощью календаря можно надолго сохранить в памяти детей интересные впечатления от наблюдений на участке, прогулки, экскурсии. Вначале он должен быть несложным по представленному материалу, ярким. Далее календарь природы может быть несколько усложнен, так как у
детей возросли возможности воспринимать и осмысливать природные явления, отражать увиденное в рисунках, а также простейших схематических изображениях. Сезонные явления природы, состояние погоды могут быть представлены в календаре более подробно, с помощью условных знаков. В календарь природы следует помещать наиболее интересные рисунки детей, отражающие их наблюдения за погодой, жизнью растений и животных, людей. Педагогу следует побуждать детей к самостоятельным наблюдениям, выражать заинтересованность этой деятельностью, положительно ее оценивать, формировать потребность зарисовать увиденное, рассказать о нем, пользуясь своим рисунком. Возле календаря природы хорошо иметь все необходимое для рисования - бумагу, карандаши или краски.

Обобщая вышесказанное, отметим, что формирование у обучающихся знаний о сезонных изменениях в природе является важным фактором их экологического образования.

Литература

Александрова Ю.Н., Ласкина Л.Д., Николаева Н.В. Юный эко-
лог. - Волгоград: Учитель, 2010. - 331с.

Поглазова О.Т. Методические рекомендации к учебнику
«Окружающий мир». - Смоленск: Ассоциация 21 век, 2007. - 160 с.