Педагогическое сообщество

«Созидательный педагог»

Познавательно-исследовательский проект во второй младшей группе «Я познаю окружающий мир»

 

Паспорт проекта

Тип проекта: познавательный.

Вид проекта: исследовательский.

Срок реализации: октябрь 2019 г. – май 2020 г. (долгосрочный)

Участники проекта: воспитатели, дети младшей группы, родители.

Актуальность проекта:

На сегодняшний день модернизация российского образования требует пересмотра технологии обучения дошкольников, ориентируя педагогов на использование в своей деятельности более эффективных форм и методов, позволяющих строить педагогический процесс на основе развивающего обучения.

Для детей младшего дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности. В процессе взаимодействия с предметами (экспериментирования) происходит развитие всех видов восприятия, мелкой моторики пальцев рук, а это, прежде всего, стимулирует активность центров головного мозга, отвечающих за речь ребенка. В ходе экспериментирования взрослый создает проблемные ситуации, которые способствуют активизации наглядно-образного и логического мышления, произвольного и непроизвольного внимания, воображения, а через объяснения и умозаключения у детей пополняется словарный запас. А постановка вопросов, которые заставляют ребенка вернуться к прошлому опыту (эксперименту), способствует развитию памяти. Развиваясь как деятельность, направленная на познание, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Новые знания усваиваются прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику дошкольного образования.

Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т.п. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

Таким образом, детское экспериментирование – это деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер - вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность. И что немаловажно: специально организуемое экспериментирование носит безопасный характер.

Цели проекта:

Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования;

Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности;

Создание предпосылок формирования у детей практических и умственных действий.

Задачи проекта:

Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;

Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.);

Привить навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, самостоятельности;

Сформировать у детей знания о физических свойствах неживой природы (вода, воздух, песок);

Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений, повысить уровень речевой активности, обогатить активный словарь, развить связную речь;

Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов;

Подготовить картотеку опытов по теме «Неживая природа-воздух, вода, песок»,опыты с бумагой,водой.

Ожидаемые результаты:

- Могут устанавливать простейшие связи при наблюдении конкретными фактами, явлениями природы;

- Проявят любознательность, самостоятельность;

- Понимают цель наблюдения, пользуются сенсорными и обследовательскими действиями;

- Овладеют практическими умениями во время проведения разнообразных опытов;

- Знают некоторые свойства воды, воздуха, снега, льда, бумаги и т.д;

- Понимают вопросы проблемного характера и проявляют самостоятельность в поиске ответа на них;

- Бережнее относятся к природе.

Итоги проекта:

К концу года результаты детей будут следующими:

Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности;

Сформировать у детей уверенность в себе, посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах;

Обогатить предметно – развивающую среду в группе;

Пополнить научно – методологическую базу ДОУ по данному направлению работы.

Этапы работы над проектом:

1 этап: Подготовительный

- подбор литературы;

- подбор материала для экспериментирования;

- подбор дидактических игр по экологии;

- оформление центра исследовательской деятельности « Почемучка» в группе;

- Разработка комплексно - тематического плана работы

2 этап: Основной

1. Цикл познавательных занятий.

2. Исследовательская и практическая деятельность детей.

3 этап: Заключительный

Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.

Формы работы:

1. Беседы с применением наглядных пособий

2. Практическая деятельность

3. Опытно-исследовательская работа

4. Мини-занятия

5. Развлечения

6. Взаимодействие с родителями

Основные методы работы:

- Словесные: чтение художественной литературы, беседа, объяснение, пояснение, словесный инструктаж.

- Наглядные: рассматривание картин, иллюстраций, объектов окружающего мира и природы, показ опытов.

- Практические: дидактическая игра, опыты, экспериментирование.

Методические условия:

Основным методом в деятельности по экспериментированию у детей младшего возраста, я выбрала проведение элементарных опытов. Их элементарность заключается:

во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям.

Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.

В-третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т.д.). Опыты я использовала для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами и явлениями.

Режим занятий: 1 раз в неделю по 15 минут.

Список использованной литературы

1.Программа «От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. ,20151.

2. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 1999.
3. Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010.
4. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» М.: Мозаика - Синтез, 2007 (методическое пособие).  5. О.В. Дыбина «Неизведанное рядом ( опыты и эксперименты для дошкольников)»
6. Интернет ресурсы.

Приложение 1

Перспективное планирование:

                                                       Октябрь

Тема: «Есть ли у воды вкус?»

Цель: выявить свойства воды – не имеет запаха и вкуса, развивать любознательность

О.В. Дыбина «Неизведанное рядом», с. 5

Тема: «Какого цвета вода?»

Цель: познакомить детей с такими свойствами воды, как прозрачность, возможность ее окрашивания (принимает цвет краски, например при рисовании кистью).

Тема: «Какие предметы держатся на воде?»

Цель: обратить внимание детей на то, что одни предметы на воде держатся, другие - тонут.

Тема: «Как вода гулять отправилась»

Цель: дать детям представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой.

Ноябрь

Тема: «Что в пакете?»

Цель: обнаружить воздух в окружающем пространстве.

О.В. Дыбина «Неизведанное рядом», с. 6

Тема: «Ветер по морю гуляет»

Цель: обнаружить воздух, образовать ветер.

О.В. Дыбина «Неизведанное рядом», с. 8

Тема: «Игры с воздушным шариком и соломинкой»

Цель: закрепить материал по теме, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его.

О.В. Дыбина «Неизведанное рядом», с. 7

Тема: «Надувание мыльных пузырей»

Цель: познакомить с тем, что при попадании воздуха в мыльную воду образуется пузырь

О.В. Дыбина

Неизведанное рядом. С. 8

Декабрь

Тема: «Музыка или шум?»

Цель: учить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки.

О.В. Дыбина

Неизведанное рядом. С. 11

Тема: «Что звучит?»

Цель: научить определять по издаваемому звуку предмет.

О.В. Дыбина

Неизведанное рядом. С. 11

Тема: «Легкий - тяжелый»

Цель: показать, что предметы бывают легкие и тяжелые, научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие – тяжелые)

О.В. Дыбина

Неизведанное рядом. С. 10

Тема: «Горячо – холодно»

Цель: научить определять температурные качества веществ и предметов.

О.В. Дыбина «Неизведанное рядом», с. 12

Январь

Тема «Изготовление цветных льдинок»

Цель: познакомить с тем, что вода замерзает на холоде, что в ней растворяется краска.

О.В. Дыбина

Неизведанное рядом. С. 5

Тема: «Вот беда – был снег, стала вода»

Цель: продолжать изучать свойства снега – он тает, превращается в воду.

М.Г.Борисенко «Я познаю мир» стр. 30

Тема: «Мы сосульку не сосали»

Цель: дать представления о качественной характеристике льда (сосулька прозрачная, длинная, холодная, в теплом месте превращается в воду)

М.Г.Борисенко «Я познаю мир» стр. 32

Тема: «Бумага, ее качества и свойства»

Цель: учить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность). и свойства (мнется, рвется, режется, горит.)

О.В. Дыбина Неизведанное рядом. С. 16

Февраль

Тема: «Ткань, её качества и свойства»

Цель: научить узнавать вещи, изготовленные из ткани, вычленять её качества (толщина, структура поверхности, степень прозрачности, мягкость) и свойства (мнётся, рвется, режется, намокает, горит)

О.В. Дыбина

Неизведанное рядом. С. 17

Тема: «Что лучше: бумага или ткань?»

Цель: знакомить с бумагой и тканью, с их свойствами и качествами; научить устанавливать отношения между материалом предметов и способом их употребления.

О.В. Дыбина

Неизведанное рядом. С. 15-16

Тема: «Самолётик»

Цель: знакомить со свойствами бумаги и ткани в процессе действия (держит форму, мнется – не мнется)

О.В. Дыбина

Из чего сделаны предметы. С. 14-15

Тема: «Бантик из бумаги и ткани»

Цель: закрепить представления о свойствах бумаги (мнётся, рвётся, размокает в воде) и ткани (мнётся, её можно стирать и гладить); научить выделять свойства и признаки материалов.

О.В. Дыбина

Из чего сделаны предметы. С. 18-19

Март

Тема: «Солнечный зайчик»

Цель: познакомить с естественным источником света – солнцем; развивать любознательность

Тема: «Что в коробке?»

Цель: Познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, лампа, свеча); показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.

О.В. Дыбина Неизведанное рядом. С. 9

Тема: «Сухой и мокрый песок»

Цель: выявлять свойства сухого и мокрого песка (показать детям, что сухой песок рассыпается, а если его полить, то становится влажным и из него можно лепить).

Тема: «Свойства песка»

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами песка, помочь сделать вывод о том, что песок легко впитывает воду. Развивать познавательный интерес детей, учить делать элементарные выводы.

Апрель

Тема: «Камни»

Цель: формировать представления о некоторых свойствах камней (твёрдость, прочность).

«Теремок»

Тема:Цель: учить узнавать предметы, изготовленные из древесины; определять ее качества (твердая, гладкая, шершавая); степень прочности.

О.В. Дыбина

Из чего сделаны предметы. С. 19

Тема: «Твёрдый или мягкий»

Цель: учить сравнивать предметы по их свойствам путём экспериментирования.

Тема: «Глина, её качества и свойства»

Цель: научить узнавать вещи, изготовленные из глины, вычленять её качества (мягкость, пластичность, степень прочности) и свойства (мнется, бьётся, размокает)

О.В. Дыбина

Неизведанное рядом. С. 18

Май

Тема: «Магнит - приставка»

Цель: познакомить детей с качеством магнита – он притягивает металлические предметы.

М.Г.Борисенко «Я познаю мир» стр. 34

Тема: «Температура предметов на солнце и в тени»

Цель: учить детей сравнивать температуру предметов в тени и на ярком солнце, дотрагиваясь до них ладоням, устанавливать взаимосвязь между температурой предметов и их расположением.

О.В. Дыбина «Неизведанное рядом», с. 12-13

Тема: «Дотронься до …»

Цель: поупражнять детей в узнавании предметов, сделанных из разных материалов.

О.В. Дыбина

Из чего сделаны предметы. Стр. 22

Тема: Игра «Плавает – тонет»

Цель: закреплять представления детей о свойствах предметов, сделанных из разных материалов (деревянные, пластмассовые, металлические, бумажные, резиновые, камни, ткань) через практическую деятельность и чувственный опыт.

М.Г.Борисенко «Я познаю мир» стр. 28

 

Приложение 2

Центр познавательно - исследовательской деятельности «Почемучки»