Педагогическое сообщество
«Созидательный педагог»
Познавательно-исследовательский проект во второй младшей группе «Я познаю окружающий мир»
Паспорт проекта
Тип проекта: познавательный.
Вид проекта: исследовательский.
Срок реализации: октябрь 2019 г. – май 2020 г. (долгосрочный)
Участники проекта: воспитатели, дети младшей группы, родители.
Актуальность проекта:
На сегодняшний день модернизация российского образования требует пересмотра технологии обучения дошкольников, ориентируя педагогов на использование в своей деятельности более эффективных форм и методов, позволяющих строить педагогический процесс на основе развивающего обучения.
Для детей младшего дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности. В процессе взаимодействия с предметами (экспериментирования) происходит развитие всех видов восприятия, мелкой моторики пальцев рук, а это, прежде всего, стимулирует активность центров головного мозга, отвечающих за речь ребенка. В ходе экспериментирования взрослый создает проблемные ситуации, которые способствуют активизации наглядно-образного и логического мышления, произвольного и непроизвольного внимания, воображения, а через объяснения и умозаключения у детей пополняется словарный запас. А постановка вопросов, которые заставляют ребенка вернуться к прошлому опыту (эксперименту), способствует развитию памяти. Развиваясь как деятельность, направленная на познание, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Новые знания усваиваются прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику дошкольного образования.
Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т.п. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
Таким образом, детское экспериментирование – это деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер - вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность. И что немаловажно: специально организуемое экспериментирование носит безопасный характер.
Цели проекта:
Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования;
Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности;
Создание предпосылок формирования у детей практических и умственных действий.
Задачи проекта:
Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.);
Привить навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, самостоятельности;
Сформировать у детей знания о физических свойствах неживой природы (вода, воздух, песок);
Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений, повысить уровень речевой активности, обогатить активный словарь, развить связную речь;
Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов;
Подготовить картотеку опытов по теме «Неживая природа-воздух, вода, песок»,опыты с бумагой,водой.
Ожидаемые результаты:
- Могут устанавливать простейшие связи при наблюдении конкретными фактами, явлениями природы;
- Проявят любознательность, самостоятельность;
- Понимают цель наблюдения, пользуются сенсорными и обследовательскими действиями;
- Овладеют практическими умениями во время проведения разнообразных опытов;
- Знают некоторые свойства воды, воздуха, снега, льда, бумаги и т.д;
- Понимают вопросы проблемного характера и проявляют самостоятельность в поиске ответа на них;
- Бережнее относятся к природе.
Итоги проекта:
К концу года результаты детей будут следующими:
Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности;
Сформировать у детей уверенность в себе, посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах;
Обогатить предметно – развивающую среду в группе;
Пополнить научно – методологическую базу ДОУ по данному направлению работы.
Этапы работы над проектом:
1 этап: Подготовительный
- подбор литературы;
- подбор материала для экспериментирования;
- подбор дидактических игр по экологии;
- оформление центра исследовательской деятельности « Почемучка» в группе;
- Разработка комплексно - тематического плана работы
2 этап: Основной
1. Цикл познавательных занятий.
2. Исследовательская и практическая деятельность детей.
3 этап: Заключительный
Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.
Формы работы:
1. Беседы с применением наглядных пособий
2. Практическая деятельность
3. Опытно-исследовательская работа
4. Мини-занятия
5. Развлечения
6. Взаимодействие с родителями
Основные методы работы:
- Словесные: чтение художественной литературы, беседа, объяснение, пояснение, словесный инструктаж.
- Наглядные: рассматривание картин, иллюстраций, объектов окружающего мира и природы, показ опытов.
- Практические: дидактическая игра, опыты, экспериментирование.
Методические условия:
Основным методом в деятельности по экспериментированию у детей младшего возраста, я выбрала проведение элементарных опытов. Их элементарность заключается:
во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям.
Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.
В-третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т.д.). Опыты я использовала для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами и явлениями.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 15 минут.
Список использованной литературы
1.Программа «От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. ,20151.
2. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 1999.
3. Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010.
4. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» М.: Мозаика - Синтез, 2007 (методическое пособие). 5. О.В. Дыбина «Неизведанное рядом ( опыты и эксперименты для дошкольников)»
6. Интернет ресурсы.
Приложение 1
Перспективное планирование:
Октябрь
Тема: «Есть ли у воды вкус?»
Цель: выявить свойства воды – не имеет запаха и вкуса, развивать любознательность
О.В. Дыбина «Неизведанное рядом», с. 5
Тема: «Какого цвета вода?»
Цель: познакомить детей с такими свойствами воды, как прозрачность, возможность ее окрашивания (принимает цвет краски, например при рисовании кистью).
Тема: «Какие предметы держатся на воде?»
Цель: обратить внимание детей на то, что одни предметы на воде держатся, другие - тонут.
Тема: «Как вода гулять отправилась»
Цель: дать детям представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой.
Ноябрь
Тема: «Что в пакете?»
Цель: обнаружить воздух в окружающем пространстве.
О.В. Дыбина «Неизведанное рядом», с. 6
Тема: «Ветер по морю гуляет»
Цель: обнаружить воздух, образовать ветер.
О.В. Дыбина «Неизведанное рядом», с. 8
Тема: «Игры с воздушным шариком и соломинкой»
Цель: закрепить материал по теме, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его.
О.В. Дыбина «Неизведанное рядом», с. 7
Тема: «Надувание мыльных пузырей»
Цель: познакомить с тем, что при попадании воздуха в мыльную воду образуется пузырь
О.В. Дыбина
Неизведанное рядом. С. 8
Декабрь
Тема: «Музыка или шум?»
Цель: учить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки.
О.В. Дыбина
Неизведанное рядом. С. 11
Тема: «Что звучит?»
Цель: научить определять по издаваемому звуку предмет.
О.В. Дыбина
Неизведанное рядом. С. 11
Тема: «Легкий - тяжелый»
Цель: показать, что предметы бывают легкие и тяжелые, научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие – тяжелые)
О.В. Дыбина
Неизведанное рядом. С. 10
Тема: «Горячо – холодно»
Цель: научить определять температурные качества веществ и предметов.
О.В. Дыбина «Неизведанное рядом», с. 12
Январь
Тема «Изготовление цветных льдинок»
Цель: познакомить с тем, что вода замерзает на холоде, что в ней растворяется краска.
О.В. Дыбина
Неизведанное рядом. С. 5
Тема: «Вот беда – был снег, стала вода»
Цель: продолжать изучать свойства снега – он тает, превращается в воду.
М.Г.Борисенко «Я познаю мир» стр. 30
Тема: «Мы сосульку не сосали»
Цель: дать представления о качественной характеристике льда (сосулька прозрачная, длинная, холодная, в теплом месте превращается в воду)
М.Г.Борисенко «Я познаю мир» стр. 32
Тема: «Бумага, ее качества и свойства»
Цель: учить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность). и свойства (мнется, рвется, режется, горит.)
О.В. Дыбина Неизведанное рядом. С. 16
Февраль
Тема: «Ткань, её качества и свойства»
Цель: научить узнавать вещи, изготовленные из ткани, вычленять её качества (толщина, структура поверхности, степень прозрачности, мягкость) и свойства (мнётся, рвется, режется, намокает, горит)
О.В. Дыбина
Неизведанное рядом. С. 17
Тема: «Что лучше: бумага или ткань?»
Цель: знакомить с бумагой и тканью, с их свойствами и качествами; научить устанавливать отношения между материалом предметов и способом их употребления.
О.В. Дыбина
Неизведанное рядом. С. 15-16
Тема: «Самолётик»
Цель: знакомить со свойствами бумаги и ткани в процессе действия (держит форму, мнется – не мнется)
О.В. Дыбина
Из чего сделаны предметы. С. 14-15
Тема: «Бантик из бумаги и ткани»
Цель: закрепить представления о свойствах бумаги (мнётся, рвётся, размокает в воде) и ткани (мнётся, её можно стирать и гладить); научить выделять свойства и признаки материалов.
О.В. Дыбина
Из чего сделаны предметы. С. 18-19
Март
Тема: «Солнечный зайчик»
Цель: познакомить с естественным источником света – солнцем; развивать любознательность
Тема: «Что в коробке?»
Цель: Познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, лампа, свеча); показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.
О.В. Дыбина Неизведанное рядом. С. 9
Тема: «Сухой и мокрый песок»
Цель: выявлять свойства сухого и мокрого песка (показать детям, что сухой песок рассыпается, а если его полить, то становится влажным и из него можно лепить).
Тема: «Свойства песка»
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами песка, помочь сделать вывод о том, что песок легко впитывает воду. Развивать познавательный интерес детей, учить делать элементарные выводы.
Апрель
Тема: «Камни»
Цель: формировать представления о некоторых свойствах камней (твёрдость, прочность).
«Теремок»
Тема:Цель: учить узнавать предметы, изготовленные из древесины; определять ее качества (твердая, гладкая, шершавая); степень прочности.
О.В. Дыбина
Из чего сделаны предметы. С. 19
Тема: «Твёрдый или мягкий»
Цель: учить сравнивать предметы по их свойствам путём экспериментирования.
Тема: «Глина, её качества и свойства»
Цель: научить узнавать вещи, изготовленные из глины, вычленять её качества (мягкость, пластичность, степень прочности) и свойства (мнется, бьётся, размокает)
О.В. Дыбина
Неизведанное рядом. С. 18
Май
Тема: «Магнит - приставка»
Цель: познакомить детей с качеством магнита – он притягивает металлические предметы.
М.Г.Борисенко «Я познаю мир» стр. 34
Тема: «Температура предметов на солнце и в тени»
Цель: учить детей сравнивать температуру предметов в тени и на ярком солнце, дотрагиваясь до них ладоням, устанавливать взаимосвязь между температурой предметов и их расположением.
О.В. Дыбина «Неизведанное рядом», с. 12-13
Тема: «Дотронься до …»
Цель: поупражнять детей в узнавании предметов, сделанных из разных материалов.
О.В. Дыбина
Из чего сделаны предметы. Стр. 22
Тема: Игра «Плавает – тонет»
Цель: закреплять представления детей о свойствах предметов, сделанных из разных материалов (деревянные, пластмассовые, металлические, бумажные, резиновые, камни, ткань) через практическую деятельность и чувственный опыт.
М.Г.Борисенко «Я познаю мир» стр. 28
Приложение 2
Центр познавательно - исследовательской деятельности «Почемучки»