Педагогическое сообщество

«Созидательный педагог»

Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие детей старшего  дошкольного возраста

       

Особое значение в развитии ребенка имеет игра. В ней происходит познавательное, личностное и поведенческое развитие ребенка.

Теме игры уделяется большое внимание в исследованиях отечественных исследователей. Например, в исследованиях А.Н. Леонтьева, игра рассматривается как деятельность, которая имеет большое значение в развитии ребенка и в которой происходит ориентация в отношениях между людьми, а также овладение ребенком навыками кооперации .

     Д. Б. Эльконин подчеркивал, что игра - это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития . По утверждению К.Д. Ушинского, в игре ребенок «живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни» .

Предметом особенного интереса со стороны исследователей была и до сих пор остается сюжетно-ролевая игра. Она является наиболее характерной для дошкольников.

   Сюжетно-ролевая игра имеет свою структуру, в которую входят сюжет, содержание, роль.

     Сюжет является главным компонентом игры, без которого не может быть самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры - это та деятельность, которая воспроизводится ребенком в ее процессе. Он представляет собой определенные действия, события и взаимоотношения жизни и деятельности окружающих, которые находят отражение в деятельности ребенка. Сюжеты игр могут быть разнообразными.

      Содержание игры - центральный момент деятельности, в которой отражаются отношения между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной и другой деятельности. В зависимости от того, в какой мере ребенок имеет представление о деятельности взрослых, меняется и содержание игры. В игре нет и абсолютной свободы действий, так как в ней действуют определенные законы и правила, сходные с теми, которые существуют в действительности. Как указывал Л. С. Выготский, всякая ролевая игра - это «игра с правилами, имеющимися внутри роли, которую берет на себя ребенок» .

     Основу сюжетно-ролевый игры составляют роль и действия, которые с ней связаны. В такой роли, по мнению Д.Б. Эльконина, «в нерасторжимом единстве представлены аффективно-мотивационная и операционально-техническая стороны деятельности» . При этом на протяжении взросления ребенка происходит и развитие роли: от ролевых действий к ролям-образам.

 Кроме сюжета, содержания и роли, психологи выделяют и такие структурные компоненты как правило, игровое действие, предметы-заместители, воображаемую ситуацию и партнера по игре.

Согласно многим исследованиям сюжетно-ролевая игра возникает у ребенка не спонтанно, а передается другими людьми. В игре ребенок учится подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, которые особенно важны для успешного обучения в школе.

Большое значение сюжетно-ролевых игр заключается в том, что дети научаются пользоваться и оперировать человеческими символами и знаками. Это лежит в основе развития высших форм психики и приспособления человека к окружающей среде.

   Анализируя деятельность, проводимую мной в данном направлении  Янгантауского детского сада , можно констатировать, что работа в данном направлении ведется значительная. В частности, стоит отметить, что в ДОУ сюжетно-ролевые игры используются с учётом возможностей самого дошкольного учреждения и особенностей детей дошкольного возраста.

Также в детском саду  мной были оформлены центры для игр Мини-маркет « Продукты собственного производства», «Санаторий Янгантау » ,«Рыбалка», « Цех разлива минеральной воды Кургазак», « Озеленитель»,которые пополняются и расширяются с учётом возрастных особенностей, развития и становления этапов игры.

В своей работе  Янгантауского  детского сада  мною были использованы следующие принципы организации игры.

• Для того чтобы дети наглядно имели представление о данной профессии мы ходили с  ними на экскурсию:

- в супермаркет «Янгантау» ,где дети узнали о профессии кассира, продавца, охранника;

-на пруд Санатория «Янгантау» ,где  отдыхающие ловили рыбу;

-в цех розлива минеральной воды «Кургазак».

• В игре с детьми воспитатель принимает позицию играющего «партнёра», с которым ребёнок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из неё, ощущая себя вне оценок: хорошо - плохо, правильно - неправильно, ибо к игре они не применимы.

• В совместной игре с детьми, при создании условий для их самостоятельной деятельности, воспитатель не допускает принуждения, навязывания тем, игровых ролей, форм игры.

       Так же мною  была проведена работа с родителями по созданию сюжетно-ролевой игры "Деловые хлопоты". Она заполнена бейджиками с надписью роли, которую сегодня ребенок исполняет: "гардеробщик", "эколог", "главный строитель", "директор гаража", «журналист» и др. Поручения такого рода позволяют детям принимать непосредственное участие в ежедневной работе в группе, предоставляют возможность почувствовать свою значимость и уникальность.Организуя игры с детьми старшего  дошкольного возраста,  мною решались задачи по развитию у них самостоятельности и самоорганизации, формированию умения договориться о теме игры, распределять роли, наметить основное развитие сюжета, подготовить игровую обстановку.

Дошкольник часто испытывает «определенные трудности при выполнении совместной со сверстниками деятельности. Это может проявляться в следующем:

-трудно принять и осознать заданную цель как общую для всех и удержать ее в течение выполнения деятельности;

- трудно согласовывать свои действия с действиями партнеров;

-трудно изменить свою точку зрения, даже если она является ошибочной, принять вместо нее мнение партнера даже при осознании его правоты;

-трудно оценить общий результат» .

Важно отметить, что воспитатели довольно часто хвалят и поощряют каждого ребёнка, чтобы никто из детей не потерял интереса к игре, имел возможность самореализоваться в игре, проявить своё неповторимое творчество.

       Таким образом, сюжетно-ролевая игра может стать основой формирования положительных навыков общения ребенка со сверстниками.

При этом ненавязчивое и непринужденное участие воспитателя в игре - непременное условие работы. Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. А развивать можно и нужно посредством доступной для их возраста деятельности - игры.