Педагогическое сообщество

«Созидательный педагог»

Развитие пространственного восприятия, как профилактика

оптической дисграфии у будущих первоклассников

 

       

     

Цель: показать возможности и преимущества развития пространственного восприятия и  использования развивающих игр и упражнений при профилактике  оптической дисграфии у будущих первоклассников.

Восприятие и пространственные отношения обладают значимой ролью в подготовке детей к школе. Роль восприятия и пространственных представлений в жизни дошкольника весьма велика, так как оно создает основу для развития мышления, способствует развитию памяти, внимания, речи, воображения и конечно же, что немаловажно это   подготовка  будущих первоклассников к письму.

Главная роль в восприятии пространства принадлежит зрению и осязанию. Взаимодействие зрения и осязания создает необходимые условия для развития пространственной ориентировки.

Чем же связаны между собой развитие пространственного восприятия и оптическая дисграфия? Каким образом развитие пространственного восприятия может помочь,  не допустить оптическую дисграфию у будущих первоклассников?

Для начала что такое оптическая дисграфия - это это нарушения на письме, обусловленные несформированностью зрительных, пространственных и моторных процессов. Проявляется стойкими заменами сходных по написанию букв, их зеркальным расположением, ошибками в начертании отдельных буквенных элементов (пропуски, удвоение).

В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Так, если ребёнок не научился в своё время отличать длинную ленту от короткой, то ему будет трудно заметить, что у письменной буквы и палочка короткая, тогда как буквы у — длинная; если он не усвоил, что предметы могут располагаться слева и справа друг от друга, то ему будет трудно понять, что овал у буквы Ю располагается справа, а не слева. Если ребёнок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведёт к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.

         Поэтому еще до школы, в детском саду мы должны развивать пространственное восприятие у дошкольников, как профилактика оптической дисграфии у будущих первоклассников.

Поэтапная коррекционно-профилактическая работа с использованием

специально подобранных приемов и заданий по улучшению зрительного восприятия и способности ориентироваться в пространстве с помощью зрения, развитие зрительно-моторной координации помогают сформировать у детей- навыки оптически грамотного письма и значительно повышают у них шансы на успех обучения в школе.

          Итак, я хочу предложить Вашему вниманию, различные приёмы для профилактики и устранения оптической дисграфии через развитие пространственных представлений.  Через серии специальных игр и упражнений дети учатся адекватно воспринимать величину и форму предметов, у них развивается зрительное внимание, зрительное восприятие становится целостным и избирательным:

-узнай предмет по контурному изображению;

-узнай предметы, наложенные друг на друга;

-найди одинаковые предметы;

-найди спрятанные в рисунке предметы, и др.

Для развития зрительной памяти:

-сравни две картинки и найди их отличия;

-запомни расположение и цвет геометрических фигур, воспроизведи эти фигуры на листе бумаги, и др.

Для развития пространственных представлений ( умение ориентироваться в собственном теле, в окружающем пространстве):

-назови, что выше (ниже) всего;
-назови как можно больше предметов, которые находятся справа(слева), спереди(сзади);

-проводятся пространственные слуховые диктанты;

-отрабатывается правильность употребления предлогов - перед, за, между, после, около, рядом, на, под, в.

На следующем этапе дошкольникам предлагаются игры и упражнения на автоматизацию зрительных представлений графических образов букв. Дети дифференцируют буквы, имеющие оптические сходства:

-сложи букву из составляющих их элементов;

-вылепи букву из пластилина;

-напиши букву на манной крупе;

-дорисуй недостающие элементы букв;

-вырежи букву из бумаги или картона;

-найди неправильно написанные буквы;

-обведи контур букв, и др.

Все эти игры и упражнения преследуют одну цель: привлечь внимание дошкольника к особенностям написания сходных букв, к имеющимся в них различиям и тем самым помочь ему усвоить правильное их написание.

Таким образом, своевременное применение игр, направленных на недоразвитие зрительного и пространственного восприятия у дошкольников, предотвратит появление оптико – пространственных ошибок у учащихся начальной школы.