Педагогическое сообщество
«Созидательный педагог»
Развитие пространственного восприятия, как профилактика
оптической дисграфии у будущих первоклассников
Цель: показать возможности и преимущества развития пространственного восприятия и использования развивающих игр и упражнений при профилактике оптической дисграфии у будущих первоклассников.
Восприятие и пространственные отношения обладают значимой ролью в подготовке детей к школе. Роль восприятия и пространственных представлений в жизни дошкольника весьма велика, так как оно создает основу для развития мышления, способствует развитию памяти, внимания, речи, воображения и конечно же, что немаловажно это подготовка будущих первоклассников к письму.
Главная роль в восприятии пространства принадлежит зрению и осязанию. Взаимодействие зрения и осязания создает необходимые условия для развития пространственной ориентировки.
Чем же связаны между собой развитие пространственного восприятия и оптическая дисграфия? Каким образом развитие пространственного восприятия может помочь, не допустить оптическую дисграфию у будущих первоклассников?
Для начала что такое оптическая дисграфия - это это нарушения на письме, обусловленные несформированностью зрительных, пространственных и моторных процессов. Проявляется стойкими заменами сходных по написанию букв, их зеркальным расположением, ошибками в начертании отдельных буквенных элементов (пропуски, удвоение).
В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Так, если ребёнок не научился в своё время отличать длинную ленту от короткой, то ему будет трудно заметить, что у письменной буквы и палочка короткая, тогда как буквы у — длинная; если он не усвоил, что предметы могут располагаться слева и справа друг от друга, то ему будет трудно понять, что овал у буквы Ю располагается справа, а не слева. Если ребёнок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведёт к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.
Поэтому еще до школы, в детском саду мы должны развивать пространственное восприятие у дошкольников, как профилактика оптической дисграфии у будущих первоклассников.
Поэтапная коррекционно-профилактическая работа с использованием
специально подобранных приемов и заданий по улучшению зрительного восприятия и способности ориентироваться в пространстве с помощью зрения, развитие зрительно-моторной координации помогают сформировать у детей- навыки оптически грамотного письма и значительно повышают у них шансы на успех обучения в школе.
Итак, я хочу предложить Вашему вниманию, различные приёмы для профилактики и устранения оптической дисграфии через развитие пространственных представлений. Через серии специальных игр и упражнений дети учатся адекватно воспринимать величину и форму предметов, у них развивается зрительное внимание, зрительное восприятие становится целостным и избирательным:
-узнай предмет по контурному изображению;
-узнай предметы, наложенные друг на друга;
-найди одинаковые предметы;
-найди спрятанные в рисунке предметы, и др.
Для развития зрительной памяти:
-сравни две картинки и найди их отличия;
-запомни расположение и цвет геометрических фигур, воспроизведи эти фигуры на листе бумаги, и др.
Для развития пространственных представлений ( умение ориентироваться в собственном теле, в окружающем пространстве):
-назови, что выше (ниже) всего;
-назови как можно больше предметов, которые находятся справа(слева), спереди(сзади);
-проводятся пространственные слуховые диктанты;
-отрабатывается правильность употребления предлогов - перед, за, между, после, около, рядом, на, под, в.
На следующем этапе дошкольникам предлагаются игры и упражнения на автоматизацию зрительных представлений графических образов букв. Дети дифференцируют буквы, имеющие оптические сходства:
-сложи букву из составляющих их элементов;
-вылепи букву из пластилина;
-напиши букву на манной крупе;
-дорисуй недостающие элементы букв;
-вырежи букву из бумаги или картона;
-найди неправильно написанные буквы;
-обведи контур букв, и др.
Все эти игры и упражнения преследуют одну цель: привлечь внимание дошкольника к особенностям написания сходных букв, к имеющимся в них различиям и тем самым помочь ему усвоить правильное их написание.
Таким образом, своевременное применение игр, направленных на недоразвитие зрительного и пространственного восприятия у дошкольников, предотвратит появление оптико – пространственных ошибок у учащихся начальной школы.