Педагогическое сообщество

«Созидательный педагог»

Рабочая программа кружковой работы

кукольный театр «Петрушка»

     

Данная программа составлена с учетом требований ФГОС.

Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 № 1599;

Художественно – эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса школьного образовательного учреждения и является  приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность – изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность.

Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что, занимаясь в литературно- драматическом кружке, дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене, приобретают навыки критически оценивать как литературные произведения в целом, так отдельных литературных героев. Особенно это важно для детей, имеющих нарушения интеллектуальной деятельности. В силу своего дефекта умственно отсталые дети не могут в полной мере воспринимать, анализировать и воспроизводить  информацию, у них нарушены все психические функции, саморегулировка поведения. На занятиях кружка создаются такие условия, где дети учатся не только выразительному чтению текста, но и работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят, приобретают опыт формирования собственного мнения о том или ином литературном произведении.

Для достижения наилучших результатах в воспитании детей особое внимание можно уделить театрализации сказки. В сказках персонажи делятся на отрицательных и положительных героев. Поступки и взаимоотношения построены таким образом, что ребёнок легко определяет их характер, эмоциональное состояние…

Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектаклей, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

Актуальность.

Анализ существующих образовательных программ и методических пособий приводит нас к выводу, что театральная деятельность это наименее разработанный раздел в системе художественного воспитания детей, который характеризуется отсутствием целостной единой методики и образовательной технологии, отвечающим современным требованиям.

Новизна образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.

Программа театрального кружка строится на следующих принципах:

Принцип успеха.  Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.

Принцип динамики. Предоставить ребенку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравиться.

Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.

Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных  возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.

Принцип наглядности. В  учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, видеокассеты, аудиокассеты, грамзаписи.

Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе  воспитанников.

Целью данной программы является развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

Реализация цели осуществляется решением следующихзадач:

 Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества

Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей и  педагогов).

Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.

Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.

Развивать у детей интерес к театрально- игровой деятельности.

Занятия театрального кружка состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, беседы о красоте вокруг нас. Практическая часть работы направлена на получение навыков актерского мастерства.

Виды занятий, применяемых в ходе реализации программы:

беседа;

экскурсии;

игровые виды деятельности;

выразительное чтение;

создание масок, костюмов, декораций;

 постановка спектакля.

Предполагаемым результатом данной воспитательной программы является следующее: к моменту окончания реализации программы воспитанники:

знают:

Что такое театр

Чем отличается театр от других видов искусств

С чего зародился театр

Какие виды театров существуют

Кто создаёт театральные полотна (спектакли)

Имеют понятия:

Об элементарных технических средствах сцены

Об оформлении сцены

О нормах поведения на сцене и в зрительном зале

умеют:

Выражать свое отношение к явлениям в жизни и на сцене

Образно мыслить

Концентрировать внимание

Ощущать себя в сценическом пространстве

Приобретают навыки:

Общения с партнером (со сверстниками)

Элементарного актёрского мастерства

Образного восприятия окружающего мира

Адекватного и образного реагирования на внешние раздражители

Коллективного творчества

А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.

Условия реализации программы

Программа рассчитана для детей с ОВЗ, обучающихся ГБОУМихайловская коррекционная школа-интернат

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ».

Срок реализации программы - 3 года (2012-2013, 2013-2014, 2014-2015  учебные годы).

Занятия проводятся один раз в неделю по два часа и состоит из двух основных блоков: теории и практики. Общее количество занятий в течение учебного года составляет 30 занятий (60часов). Из них теоретических -  12 часов, практических -  48 часов.

Разделы программы:

Вводное занятие.

Театр как вид искусства.

Русская народная сказка в творчестве детского театрального коллектива.

Пьеса-сказка как один из видов зрелищного новогоднего и рождественского представления.

Мюзикл (Совместно с вокальным кружком).

Сказка на новый лад.

«Вот и стали мы на год взрослее» (Итоговое мероприятие)

 

 

.