Педагогическое сообщество

«Созидательный педагог»

Пять простых советов учителя-логопеда родителям

 

    1. Начнём с вас!

Даже если вы молчаливы от природы - всё равно говорите с малышом.

   Ребёнок легче понимает обращенную к нему речь, если она объясняет то,

            что происходит с ним и  вокруг него. Поэтому, сопровождайте

свои действия словами!

2. Встреча взглядов:

          Озвучивайте любую ситуацию - но только если вы видите, что ребёнок

        слышит и видит вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. 

        Это особенно важно, если ваш ребёнок чрезмерно активный, постоянно двигается. Если ваш малыш ещё только лепечет или говорит мало слов, старайтесь, чтобы он видел вашу артикуляцию.

3. Говорите чётко:

   Говорите просто, чётко, внятно проговаривая каждое слово, каждую фразу.    Известно, что дети очень чутки к интонации; поэтому каждое слово, на

которое падает логическое ударение, старайтесь произносить как можно

более выразительно.

4. То же, но по-разному:

          Повторяйте помногу раз одно и тоже слово, да и фразу: но в этом случае – 

       меняя порядок слов («Папа пришёл, пришёл наш папа», «Мячик упал,

     упал мячик, упал»). Это позволяет ребенку легче услышать и понять:

      фразы делятся на слова. Если вы хотите, чтобы ребёнок усвоил какое-нибудь новое слово, старайтесь употреблять его в разных контекстах и не единожды.

5. Но: не переусердствуйте!

     Не употребляйте слишком длинных фраз. И не перегружайте ребенка, предъявляя ему сразу большое количество заведомо незнакомых слов.

 

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА?

Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому  недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе.

     Чтобы малыш научился произносить сложные звуки, его губы и язык

        должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое

        положение, без труда совершать многократные переходы от одного

движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.

Причины, по которым необходимо заниматься

артикуляционной гимнастикой:

Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха, некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем – и детям, и взрослым – научиться говорить правильно, чётко и красиво.

Правильное  произношение звуков наряду с богатым словарным запасом

        и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним

из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.

Пуговичный массаж.

Необходимо заполнить просторную коробку пуговицами.

Желательно, чтобы пуговиц было много. А теперь совместно с ребенком:

          - опустите руку в коробку;

          - поводите ладонями по поверхности пуговиц;

          - захватите пуговицы в кулаки, чуть приподнимите и разожмите кулаки;

          - погрузите руки глубоко в «пуговичное море» и «поплавайте» в нем;

          - перетирайте пуговицы между ладонями;

          - пересыпайте их из ладошки в ладошку;

          - разными руками захватывать щепотки пуговиц;

          - погрузите ступни в коробку с пуговицами;

          - произведите ступнями круговые движения;

          - пошевелите пальцами ног в коробках;

          - перебирайте пуговицы пальцами ног;

          - перетирайте пуговицы между ног.

          Благодаря массажу мы активизируем так называемый «мануальный

          интеллект», находящийся на кончиках пальцев рук и ног.

          Таким образом, происходит сенсомоторное развитие.

Рыбалка. «Мы рыбаки. Отправляемся на рыбалку в пуговичное море. Наши руки помогут нам ловить рыбку-пуговку. Опусти руки в пуговичное море и вылови рыбку». Ребенок берет любую пуговицу. Какую «рыбку» ты выловил: большую или маленькую, гладкую или шершавую, круглую или квадратную. Какого цвета рыбка? Она легкая или тяжелая? Теплая или холодная? Теперь мы положим улов в ведерко. Закроем глаза. Опусти руку в ведерко и найди свою рыбку.

Аквариум. Мы поймали рыбок. Принесли их домой, положили их в аквариум (миску с водой). Можешь ли ты в аквариуме найти свою рыбку? Особенностью этой игры является взаимодействие с водой. Это позволяет снять напряжение, обогащает арсенал ощущений ребенка.

Пуговичное ожерелье. Давай сделаем ожерелье для мамы. Возьми самую большую пуговицу. Она будет центром ожерелья. Теперь выбери красную пуговицу, положи ее слева и т.д. Можно нанизывать пуговицы на леску.

Помимо развития пространственных представлений, закрепления знаний цвета, формы, ребенок переживает радость творчества: перед ним то, что он создал своими руками, принося радость ближнему.

Пуговичное лото. Подбор пуговиц по цвету к картинкам книги.

ПРАВИЛА РАБОТЫ

ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ:

Логопедические домашние задания выдаются раз в неделю – крайний срок –

в пятницу и возвращаются в понедельник (даже в случае болезни ребёнка). Тетрадь не должна оставаться в саду на выходные дни!

Домашние задания лучше выполнять ежедневно – начиная от 10-15 минут

и до 25 (детям дошкольного возраста) можно по 2-3 раза в день – особенно

на этапе постановки звука! 

На выходных заниматься обязательно!

     3. Домашние задания ребёнок выполняет под руководством родителей. При работе за компьютером необходимо придерживаться регламента :

7-10 минут не более 3 раз в неделю.

     4. Выполнение всех заданий обязательно. Это дисциплинирует ребёнка, организует его и подготавливает к восприятию школьной программы.

5.Артикуляционная гимнастика выполняется перед зеркалом. Консультацию о правильном её выполнении вы можете получить у учителя-логопеда.

6.Ваша речь должна быть образцом для ребёнка – чёткой, неторопливой, спокойной. Применяйте понятные слова и выражения. Непонятные  для восприятия слова – обязательно объясняйте ребёнку! Расширяйте и закрепляйте его словарный запас!

      7. Когда звук поставлен, на этапе автоматизации звука нужно в ненавязчивой форме напоминать о его правильном произношении.

8. Выполнению домашних заданий постарайтесь придать игровую форму.

        9. После каждого выполнения домашнего задания в домашней тетради оставьте дату и свою подпись.

    10. Помните: совместная работа учителя-логопеда, воспитателей и вас определит общий успех коррекционного обучения и сократит сроки коррекции.

      11. Приучайте своего ребёнка бережно относиться к тетради и

         предлагаемому материалу. Если вложены листы с карточками-раскрасками –   их необходимо раскрасить самому ребёнку,  а не родителям  – таким образом развиваются графические навыки ребёнка.

    Все задания нужно выполнять совместно – родитель объясняет, даёт инструкцию, а ребёнок по мере сил выполняет самостоятельно.

Не надо делать всё за ребёнка – это материалы для его развития!                                                

Успехов Вам!