Педагогическое сообщество
«Созидательный педагог»
Пять простых советов учителя-логопеда родителям
1. Начнём с вас!
Даже если вы молчаливы от природы - всё равно говорите с малышом.
Ребёнок легче понимает обращенную к нему речь, если она объясняет то,
что происходит с ним и вокруг него. Поэтому, сопровождайте
свои действия словами!
2. Встреча взглядов:
Озвучивайте любую ситуацию - но только если вы видите, что ребёнок
слышит и видит вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза.
Это особенно важно, если ваш ребёнок чрезмерно активный, постоянно двигается. Если ваш малыш ещё только лепечет или говорит мало слов, старайтесь, чтобы он видел вашу артикуляцию.
3. Говорите чётко:
Говорите просто, чётко, внятно проговаривая каждое слово, каждую фразу. Известно, что дети очень чутки к интонации; поэтому каждое слово, на
которое падает логическое ударение, старайтесь произносить как можно
более выразительно.
4. То же, но по-разному:
Повторяйте помногу раз одно и тоже слово, да и фразу: но в этом случае –
меняя порядок слов («Папа пришёл, пришёл наш папа», «Мячик упал,
упал мячик, упал»). Это позволяет ребенку легче услышать и понять:
фразы делятся на слова. Если вы хотите, чтобы ребёнок усвоил какое-нибудь новое слово, старайтесь употреблять его в разных контекстах и не единожды.
5. Но: не переусердствуйте!
Не употребляйте слишком длинных фраз. И не перегружайте ребенка, предъявляя ему сразу большое количество заведомо незнакомых слов.
ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА?
Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе.
Чтобы малыш научился произносить сложные звуки, его губы и язык
должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое
положение, без труда совершать многократные переходы от одного
движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.
Причины, по которым необходимо заниматься
артикуляционной гимнастикой:
Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха, некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем – и детям, и взрослым – научиться говорить правильно, чётко и красиво.
Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом
и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним
из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.
Пуговичный массаж.
Необходимо заполнить просторную коробку пуговицами.
Желательно, чтобы пуговиц было много. А теперь совместно с ребенком:
- опустите руку в коробку;
- поводите ладонями по поверхности пуговиц;
- захватите пуговицы в кулаки, чуть приподнимите и разожмите кулаки;
- погрузите руки глубоко в «пуговичное море» и «поплавайте» в нем;
- перетирайте пуговицы между ладонями;
- пересыпайте их из ладошки в ладошку;
- разными руками захватывать щепотки пуговиц;
- погрузите ступни в коробку с пуговицами;
- произведите ступнями круговые движения;
- пошевелите пальцами ног в коробках;
- перебирайте пуговицы пальцами ног;
- перетирайте пуговицы между ног.
Благодаря массажу мы активизируем так называемый «мануальный
интеллект», находящийся на кончиках пальцев рук и ног.
Таким образом, происходит сенсомоторное развитие.
Рыбалка. «Мы рыбаки. Отправляемся на рыбалку в пуговичное море. Наши руки помогут нам ловить рыбку-пуговку. Опусти руки в пуговичное море и вылови рыбку». Ребенок берет любую пуговицу. Какую «рыбку» ты выловил: большую или маленькую, гладкую или шершавую, круглую или квадратную. Какого цвета рыбка? Она легкая или тяжелая? Теплая или холодная? Теперь мы положим улов в ведерко. Закроем глаза. Опусти руку в ведерко и найди свою рыбку.
Аквариум. Мы поймали рыбок. Принесли их домой, положили их в аквариум (миску с водой). Можешь ли ты в аквариуме найти свою рыбку? Особенностью этой игры является взаимодействие с водой. Это позволяет снять напряжение, обогащает арсенал ощущений ребенка.
Пуговичное ожерелье. Давай сделаем ожерелье для мамы. Возьми самую большую пуговицу. Она будет центром ожерелья. Теперь выбери красную пуговицу, положи ее слева и т.д. Можно нанизывать пуговицы на леску.
Помимо развития пространственных представлений, закрепления знаний цвета, формы, ребенок переживает радость творчества: перед ним то, что он создал своими руками, принося радость ближнему.
Пуговичное лото. Подбор пуговиц по цвету к картинкам книги.
ПРАВИЛА РАБОТЫ
ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ:
Логопедические домашние задания выдаются раз в неделю – крайний срок –
в пятницу и возвращаются в понедельник (даже в случае болезни ребёнка). Тетрадь не должна оставаться в саду на выходные дни!
Домашние задания лучше выполнять ежедневно – начиная от 10-15 минут
и до 25 (детям дошкольного возраста) можно по 2-3 раза в день – особенно
на этапе постановки звука!
На выходных заниматься обязательно!
3. Домашние задания ребёнок выполняет под руководством родителей. При работе за компьютером необходимо придерживаться регламента :
7-10 минут не более 3 раз в неделю.
4. Выполнение всех заданий обязательно. Это дисциплинирует ребёнка, организует его и подготавливает к восприятию школьной программы.
5.Артикуляционная гимнастика выполняется перед зеркалом. Консультацию о правильном её выполнении вы можете получить у учителя-логопеда.
6.Ваша речь должна быть образцом для ребёнка – чёткой, неторопливой, спокойной. Применяйте понятные слова и выражения. Непонятные для восприятия слова – обязательно объясняйте ребёнку! Расширяйте и закрепляйте его словарный запас!
7. Когда звук поставлен, на этапе автоматизации звука нужно в ненавязчивой форме напоминать о его правильном произношении.
8. Выполнению домашних заданий постарайтесь придать игровую форму.
9. После каждого выполнения домашнего задания в домашней тетради оставьте дату и свою подпись.
10. Помните: совместная работа учителя-логопеда, воспитателей и вас определит общий успех коррекционного обучения и сократит сроки коррекции.
11. Приучайте своего ребёнка бережно относиться к тетради и
предлагаемому материалу. Если вложены листы с карточками-раскрасками – их необходимо раскрасить самому ребёнку, а не родителям – таким образом развиваются графические навыки ребёнка.
Все задания нужно выполнять совместно – родитель объясняет, даёт инструкцию, а ребёнок по мере сил выполняет самостоятельно.
Не надо делать всё за ребёнка – это материалы для его развития!
Успехов Вам!