Педагогическое сообщество
«Созидательный педагог»
ООД «Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с народными промыслами в мини-музее башкирского быта и культуры»
в подготовительной к школе группе
Цель: Обобщить и систематизировать представления воспитанников о народных промыслах башкирского народа.
Интегрированные задачи:
Образовательные: Формировать у воспитанников обобщенные представления о рукотворном мире; о жизни башкирского народа ,его истории, быте.
-Расширять представления о вязаных изделиях из пуха и шерсти.
Развивающие:
- Развивать познавательный интерес к народному творчеству, к народным промыслам, обобщать знания об особенностях быта древних башкир и показать их связь с образом жизни в прошлом и в настоящем ;
- Развивать творчество и фантазию при украшении заготовок;
Воспитывающие: Прививать интерес к культуре башкирского народа, народным промыслами, уважение к труду людей;
-Воспитывать чувство патриотизма, уважение и восхищение художественным мастерством народных умельцев.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие
Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, художественно-эстетическая.
Обогащение словаря: бортничество, кумысоделие, прялка, веретено, спицы, козий пух, войлок, шерсть, орнамент - кускар, солярный знак
.
Предварительная работа: экскурсии в мини-музей, знакомство с предметами быта, обычаями и традициями в совместной образовательной деятельности в группе и в «башкирском мини-музее»; чтение башкирских народных сказок, пословиц, поговорок, разгадывание загадок; слушание башкирской народной музыки, мелодии курая; организация и проведение башкирских народных игр («Курай», «Юрта», «Липкие пеньки» и др.)
Средства реализации: Записи мелодии курая, башкирской народной музыки «Шаль вязала»; комната мини-музея с предметами быта: силяк, войлочный ковёр, картина –панорама с изображением гор, юрты, башкирки доящая кобылу, картинки с изображением«Бортевое пчеловодство»,лошади, овцы, козы, напиток «Кумыс»,пиалы по количеству детей, клубки пряжи из шерсти и пуха, прялка, веретено, спицы, крючки для вязания, пуховые шали, паутинки, шерстяные носки, варежки с башкирским орнаментом и другие вязаные изделия, половички, самотканые ковры, башкирские народные костюмы, заготовки для самостоятельной деятельности детей, клей, ножницы, салфетки, шерстяные нитки разного цвета, образцы элементов башкирского орнамента: кускар, солярный знак, сердечко.
Участники: воспитатель, дети старшего дошкольного возраста, родители.
Предполагаемый результат: Формирование у детей устойчивых представлений о жилище башкир в старину, о предметах быта.
Создание у детей представлений о многообразии существующих видов народных промыслах башкирского народа в прошлом и в современном мире.
Организационный момент.
Под мелодию курая воспитатель приглашает воспитанников в башкирский мини-музей.
Дорогие гости проходите,
И музей наш посетите.
Я поведаю для вас,
О том как жили предки раньше
И чем живет наш край сегодня!
Проходите, гости дорогие, в наш музей истории башкирского быта, окунитесь в атмосферу старины. Сегодня мы познакомимся с промыслами наших предков. И так я начинаю свой рассказ. (Под тихую мелодию воспитатель ведет рассказ).
Издавна башкиры жили на Урале. (Рассказ сопровождается рассматриванием картин).
Свои жилища башкиры располагали в долинах рек, у подножий гор или около густых лесов. А вы знаете почему? (Ответы детей)
- В реках было много рыбы, а возле гор хорошие пастбища,
- Леса были богаты ягодами .
-Башкиры были хорошими скотоводами, рыболовами, охотниками.
Воспитатель: А еще издавна в Башкортостане люди занимались бортничеством. Давайте мы с вами закроем глаза и представим , что мы оказались в лесу. Перед нами растут деревья, летают насекомые. А теперь откройте глаза. Посмотрите, что это? Да, это бортевое дерево(картинка). В нем дикие пчелы устраивали жилище, а бортники собирали мед диких пчел. Каждый бортник имел свое дерево, ставил на них свое клеймо (Показ картинки ).Для того, чтобы собрать мед им приходилось подниматься на высокое дерево при помощи специального приспособления. Я предлагаю вам посмотреть видеофильм как современный бортник поднимается на дерево, собирает мед диких пчел (Просмотр видеофильма сопровождается рассказом воспитателя) Современные пчеловоды сохранили древний промысел своих предков «Бортевое пчеловодство». Наша республика Башкортостан единственное место на земле, где сохранилось бортевое пчеловодство. Государственный заповедник Шульган-Таш –это единственный в мире заповедник, охраняющий диких лесных пчел «Бурзянки».
Я попрошу вас запомнить название этого промысла-«бортевое пчеловодство»(повторение воспитанниками промысла).
Прикрепить картинку дерево с бортью на доску под цифрой 1.
Воспитатель: Вот так и жили башкиры с весны и до поздней осени в живописных местах, собирали ягоды, мед диких пчел, ловили рыбу и только время от времени меняли место стоянки.
Вспомните почему башкиры часто меняли место стоянки? Дети:
-Башкиры вели кочевой образ жизни.
-Они кочевали потому, что табуны коней и стада овец выедали и вытаптывали траву.
Воспитатель: Башкирский народ издавна занимался коневодством .Лошадь для башкира была и верным другом ,и первым помощником ,и кормильцем. Башкиры умели делать вкусный и полезный напиток из кобыльего молока. «Сначала его бьют, бьют. Потом наливают и пьют. В рот попадет и в нос шибанёт»? Вы догадались, что это за напиток?(Ответы детей).
Да, это башкирский национальный напиток называется кумыс .Молоко кобылы наливали вот в такую деревянную посуду –силяк и долго, долго болтали специальной деревянной палкой, пока молоко не скиснет (Показ экспоната)
Далекие предки башкир, в условиях кочевой жизни, придумали остроумный способ сохранения в молоке полезных веществ. Чтобы молоко не портилось они его квасили. А секрет приготовления хранили в строжайшей тайне. Люди слагали легенды, пословицы, стихи о кумысе. Этот древний промысел называется «кумысоделие». Кумысоделие развивается и в наши дни. (Прикрепить картинку на доску под цифрой 2)
Игровая ситуация. У нас в музее есть силяк ,где делали кумыс. Давайте представим себе, что мы налили в силяк кобылье молоко и делаем кумыс.
Пока Азалия «делает кумыс» мы с вами расскажем ,что знаем о напитке наших предков.
Воспитанники:
- Этот напиток лечебный.
- Кумыс придает бодрость.
-Утоляет жажду в самый жаркий день.
-Кумыс полезен от многих болезней и продлевает жизнь.
Воспитатель: Наша Азалия сделала вкусный и полезный кумыс .
Я купила в магазинке кумыс, и хочу вас угостить. (Воспитатель разливает кумыс). Понравился вам напиток? Какой кумыс на вкус? (Кислый, щиплет в носу).
Воспитатель:Я предлагаю вам отгадать загадку:
Голову в небо устремила,
Сама войлоком накрылась.
Из войлока стог поставила,
Верхушку открытой оставила.
О чем загадка?
Верно - это юрта, а по-башкирски «тирмэ».
Давайте вспомним, что вы знаете о юрте? Для чего она нужна была башкирам?
Воспитанники.
–В юрте башкиры жили ,принимали гостей.
-Юрта(тирмэ) была очень удобной ,теплой для жизни людей.
–Каждая семья украшала свою юрту коврами, вышитыми полотенцами .
Воспитатель: А ещё юрта легко складывалась, перевозилась и также легко устанавливалась на новом месте. Ребята, посмотрите на картинку, на ней изображен каркас юрты. Собиралась юрта из тонких жердей и покрывалась серым теплым войлоком. (Показ картинки)
Воспитатель: Ребята, вы знаете, что такое войлок? (Ответы детей)
Воспитатель: Войлок, ребята, это плотное, толстое, шерстяное полотно. Древние башкиры изготавливали войлок из овечьей шерсти. У нас есть такое полотно - вот оно. Этому войлоку скоро исполнится сто лет. Этот войлок изготовила мама для своей дочери Рабиги на свадьбу. Мастерицы написали на войлоке имя девушки-Рабига. Вы можете потрогать войлок руками. Посмотрите какой интересный узор. Обратите внимание на орнамент. Какой это орнамент? Да это орнамент башкирского народа.? Как называется элемент узора которым мастерица украсила свою работу? (Кускар).
Воспитатель: Кускар (или бараньи рога) символизируют скотоводство, плодородие. А вы знаете, где мастерицы брали краску для окрашивания своих поделок? (ответы детей)
Воспитатель: Для окрашивания войлока и узоров на войлоке использовали растительные красители: кору дуба, ольхи, зверобой, луковую шелуху и другие растения(показ красителей).
Вот таким чудо-войлоком как наш (показываю) древние башкиры покрывали свои юрты, а также застилали земляной пол в юрте. Этот войлок изготовили в домашних условиях наши прабабушки. А вот такой войлок изготавливают на современных промышленных предприятиях в наши дни (показать коврик из войлока).По другому войлок называют кошма. Ребята, у вас дома есть предметы из войлока? Подумайте хорошо. Я точно знаю, что есть и зимой вы любите в них гулять на улице. Да, конечно- это валенки, теплые шерстяные. А откуда люди брали шерсть для войлока, валенок? Да, конечно, шерсть дает нам добрая овечка (Показать картинку с изображением овцы)
Ходят модницы за речкой-
Кудри белые колечком.
А зимой из их кудряшек
Бабушки носочки вяжут.
Валяние валенок и войлока–это тоже древний промысел наших предков, этот промысел так же жив и посей день. Наши современные мастера научились из войлока делать игрушки, украшения, шить одежду. Запомним название и этого промысла и прикрепим картинку «Войлочный коврик» под следующей цифрой 3.
Воспитатель: Ой, а это, что за свалка?
Да это же наша прялка! (Воспитатель садится прясть нить из овечьей шерсти). Такие прялки раньше были в каждом доме, да и сейчас у стареньких бабушек можно встретить. Прялка помогала людям прясть шерсть, ее берегли и даже украшали кто резьбой, а кто расписывал яркой росписью. У нас прялка простая, самая старая. Мы даже не знаем сколько ей лет. У прялки есть помощница. Отгадав, загадку вы узнаете его: «Чем больше я кручусь, тем толще становлюсь». Догадались, что это? (показать веретено и как прясть нить из шерсти овцы левой рукой вытягивать шерсть и скручивать, а правой рукой крутить веретено). Предложить детям тоже попробовать спрясть ниточку.
Чтобы прясть нитки нужна сноровка, умение, раньше этому учились с детских лет. Эта прялка первое изобретение человека. У кого дома есть такая прялка? Не у кого нет? Такие прялки не сохранились в наших домах, потому, что современные инженеры- изобретатели изобрели много современных помощников для человека и сейчас наша промышленность выпускает вот такие электрически прялки. (Показать электрическую прялку) Эти электрические прялки намного лучше, чем прялка наших предков, на них удобнее и быстрее прясть шерстяные нитки.
Вот такие шерстяные нитки спряла нам олоэсэй (бабушка) Дениса на этой электрической прялке(показ клубков).
А для чего нужны нитки шерстяные? (Ответы детей). Вязание тоже древний промысел, он зародился еще в глубокой древности и жив по сей день. Мастерство и опыт передавалось из поколения в поколение, от матери к дочери. Трудясь изо дня в день, мастерицы-рукодельницы оттачивали свое мастерство.
Исследовательская деятельность детей с целью развития мелкой моторики. Давайте все вместе рассмотрим овечью шерсть. Посмотрите, потрогайте, попробуйте потянуть шерсть, а теперь скрутите шерсть. Какая шерсть? Да ,мягкая, пушистая, легко скручивается. Из овечьей шерсти народные умельцы вязали не только одежду, но и ткали ковры и паласы. Мыс вами знаем, что башкирский народ был очень трудолюбивый и сложил пословицы и поговорки о труде ,о мастерах. Пословицы и поговорки выражают народную мудрость. Давайте мы вспомним пословицы башкирского народа.
-«Краса земли – в траве, краса людей в труде»
-«Отложенное дело покрывается снегом»
-«У проворного -семь рук»
-«Мастера по работе видно»
-«Хорошая работа два века живет»
-«Без труда не появится еда».
Воспитатель: Много пословиц о труде вы знаете, наверное вы и сами любите трудится. А вы помогаете своим родителям? Чтобы научиться чему-то нужно много терпения. Давайте мы с вами запомним новую пословицу о труде: «Есть терпение - придет и умение». А сейчас я предлагаю вам научиться мотать клубочки, это занятие как раз требует терпения. Когда научитесь ,вы сможете помогать своей маме и бабушке. Физминутка. «Мотальщики»
Один ребенок держит пряжу двумя руками, а другой наматывает в клубок (Под башкирскую мелодию курая)
Наши предки вязали не только из овечьей шерсти, но еще вязали из козьего пуха. (Показ картинки с изображением пуховой козы и натурального пуха. Одним из разновидностей народного промысла у башкир является вязание пуховых шалей. Этот промысел у башкир был очень хорошо развит. Благодаря природно-климатическим условиям Башкортостана разводили особую породу коз, дающих пух, тонкий и одновременно крепкий, волокнисто-эластичный с высокими прядильными свойствами: из него изготавливали пряжу для тканных и вязальных шалей. Башкирские тканные шали уникальный вид ткачества. Эти шали не вязали, а ткали на станках(показ картинки с изображением мастерицы за работой) К сожалению в нашем музее нет тканых шалей. А еще башкирские рукодельницы умели валять шали .А также вязали ажурные узорчатые шали, связанные вручную на двух длинных спицах(показ пуховой шали и паутинки) Мастерицы –рукодельницы различают в платке середину и кайму, края завершаются зубчиками, узор геометрический. Искусство вязания пуховых шалей развивается и в наши дни- в основном это домашний семейный пуховязальный промысел. В городе Уфе осенью прошлого года прошла выставка-конкурс «Башкирская шаль» и современные мастера- вязальщицы выставили на выставку вот такие шали.(Показ натуральной шали, паутинок и картинок с выставки).Вот мы с вами познакомились с еще одним промыслом- этот промысел называется вязальный.(Повторение нового слова)
Мы сегодня в детском саду тоже организовали выставку вязаных изделий. И сейчас мы с вами рассмотрим вязаные изделия современных мастериц- наших мам. Подойдите поближе, наши мамы научились вязать вот такие красивые, теплые шерстяные вещи. А кто же научил наших мам вязать? (Ответы детей).
Да, конечно, ваши бабушки мастерицы-рукодельницы, они научили своих детей всему, что сами умеют. А бабушек учили их мамы и бабушки .Так и живет народный промысел из века в век. Знания и умения передаются из поколения в поколения. И продолжают жить в наши дни, и еще долго, долго будут жить. Вы подрастете и ваши мамы, бабушки научат вас прясть шерстяные нитки, а потом вязать красивую, модную одежду, украшать её красивым узором. Вы запомнили как называется промысел который дошел до наших дней?
Воспитанники: Вязальный промысел. (Прикрепить картинку «Пуховая шаль» под цифрой 4.)
Башкирский народ умел не только трудиться, но и веселится. Они отражали свою жизнь в танцах и в песнях.
Я предлагаю вам послушать старинную башкирскую песню «Шаль вязала» (Первый куплет и припев звукозаписи башкирской народной песни «Шаль вязала» в исполнении певицы Алсу).Понравилась вам песня? А на каком языке она прозвучала? Да, певица Алсу исполнила ее на башкирском языке.
Так как мы с вами еще не умеем вязать, я предлагаю вам украсить заготовки одежды башкирским орнаментом с помощью шерстяных ниток. На столе у вас лежат карточки с элементами башкирского орнамента. Представьте, что вы настоящие мастера ,проявите свою фантазию, умения и знания. Ваша задача украсить силуэты одежды только одним элементом и выбрать цвет шерстяной нитки какой вам больше по душе. Ваши работы мы подарим нашей кукле Айгуль, она будет очень рада. И так мастера приступаем к работе.
Самостоятельная деятельность воспитанников.
Под башкирскую песню «Шаль вязала» дети украшают контуры одежды.
А сейчас, расскажите, пожалуйста ,о своей работе, назовите каким элементом вы украсили и что означает данный цвет в башкирском орнаменте.
Дети:
-Я украсила свою одежду зеленого цвета элементом узора кускар, по другому элемент называется бараньи рога. Этот элемент символизирует плодородие. Зеленый цвет символизирует природу, цвет весенней травы.
-Я украсил заготовку кофточки сердечками. Этот элемент означает гостеприимство.
-Я украсила заготовку платья солярным знаком. Солярный знак символизирует солнце. Желтый цвет означает возрождение солнца, жизнь и богатство.
Рефлексия. Я предлагаю вам вспомнить с какими башкирскими промыслами мы сегодня познакомились. Обратите внимание на доску с картинками, картинки помогут вам вспомнить о них.
(Дети называют промыслы: бортевое пчеловодство, кумысоделие, валяние войлока и вязальный промысел).
Воспитатель: Наша встреча подошла к концу. Я надеюсь все, что вы узнали сегодня останется в ваших детских сердцах. Вы подрастете и станете настоящими рукодельницами -мастерами. Может быть прославите наше село своими работами на различных конкурсах. И сохраните в своих сердцах уважения к труду наших предков, привязанности к отчему дому, малой родине, Отечеству.
Список использованной литературы:
Гасанова Р.Х. Я Родину свою хочу познать. Методическое пособие. Издательство БИРО –Уфа 2007.
Давлетшина З.М.Женское рукоделие у башкир(прошлое и настоящее), -Уфа,2011.
Ф.Г. Хисамитдинова, З.Г. Ураксин История и культура Башкортостана Учебное пособие для учащихся средних специальных учебных заведений Издание второе, исправленное и дополненноеИстоУфа,2011.
Кузеев Р.Г., Бикбулатов И.В., Шитова С.Н.Декоративное творчество башкирского народа.-Уфа,1979.
Шитова С.Н.Народное искусство: войлоки, ковры и ткани у южных башкир.-Уфа,2006.
Кондрацкий М.В., Миловзорова М.В.Традиционные цвета башкирского орнамента как отражение национального духа башкирского народа.