Педагогическое сообщество

«Созидательный педагог»

«Методическая разработка.

Готовим руку к письму (развитие мелкой моторики)»

       

Методическая разработка. Учимся писать.

Развитиемелкой моторики.

Чтобы ребенок смог легко научится писать, он должен быть определенным образом подготовлен. Необходимо хорошее развитие мелкой моторики: ребенок должен знать, что такое «справа» и «слева», и уметь пользоваться этим знанием, а также ориентироваться в окружающем пространстве. Всему этому надо учить ребенка заранее.

У шести-семи летних детей недостаточно развиты мышцы кистей рук. У них плохая координация движений пальцев, предплечья и плечевой части пишущейруки.Детиэтоговозрастаслабоориентируютсявпространстве.Им трудно определить правую и левую стороны, они не могут быстро ответить на вопрос: «Где у тебя правая рука?».

Учите ребенка ориентироваться в любом пространстве. Например, дайте ему задание пойти в ванную комнату и положить на правую полку мыло, а на левую полотенце. Объясните ему, что левее-это чуть влево, а правее – немного вправо. Попросите ребенка поставить что-нибудь поближе, что-нибудь подальше.

Мелкая моторика. В настоящее время у большинства детей, особенно городских, плохо развита мелкая моторика. Это связано с тем, что одежда и обувь очень просты в использовании – никаких завязок, пуговиц и шнурков, только «молнии» и «липучки». Кроме того, дети освобождены от всех домашних дел.

Вследствие слабого развития моторики многим детям трудно не только писать, но и говорить. С большой долей вероятности можно утверждать, что если ребенка не все в порядке с речью, то это вызвано проблемами с моторикой.

Желательно узнать о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой не перед самой школой, а заранее. В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации должна стать важнейшей частью подготовки к школе.

Вот упражнения, выполняя которые ребенок будет улучшать мелкую моторику:

Очищать яйца, сваренные вкрутую; снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире.

Разбирать расколотые грецкие орехи, очищать фисташки, отшелушивать пленку с жареных орехов.

 

Собиратьсполасоринки,помогатьсобиратьраспавшиесяпредметы (пуговицы, гвоздики, бусинки и т.д.).

Лепитьизтестапеченье.

Открыватьключомпочтовыйящик.

Пытаться      самостоятельно     обуваться,     одеваться.      Пробовать зашнуровать обувь.

Помогатьсматыватьниткииливеревкувклубок.

Чиститьобувьгубкой.

Перебиратькрупу.

Рватьимятьбумагу.

Вытиратьпыль.

Откреплятьиприкреплятьнаклейки.

Перелистыватьстраницыкниг.

Точитькарандаши.

Стиратьнаписанноеластиком.

Развивать мелкую моторику – значит тренировать мозг. Дело в том, что в головном мозге человека находятся особые центры, отвечающие за определенные функции. Центры, управляющие речью и движениями пальцев рук, расположены близко и влияют друг на друга.

Занятия по развитию мелкой моторики необходимо проводить в игровой форме.

Ни в коем случае не заставляйте ребенка заниматься насильно. Возможно, он еще не готов. Помните, что хорошая координация движений и развитая моторика предполагают зрелость структур головного мозга,которые управляют движением руки.

В школе многим первоклассникам трудно писать. Причина этого кроется не в самом процессе, а в неподготовленности детей. Поэтому ваша задача – приучать руку ребенка к письму.

Книжки-раскраски.

Покупайте ребенку книжки на его любимые темы – с автомобилями, зверушками, куклами и т.д. лучше использовать цветные карандаши, а не фломастеры. Карандаши дают возможность почувствовать силу нажима, тренируют пальцы.

Копированиерисунков

Предложите ребенку скопировать понравившийся рисунок на прозрачную бумагу. Выбирайте рисунки, в которых больше изогнутых линий, - орнаментов и узоров, чтобы подготовить руку ребенка к написанию прописных букв.

 

Лепкаизглиныи пластилина.

Разминаяпальцамипластилин,ребеноктренируетиукрепляетмелкиемышцы пальцев. Еще лучше использовать глину.

Аппликация.

Это занятие превосходно развивает мелкую моторику пальцев, необходимую для письма.. ребенок может вырезать и наклеивать буквы из бархатной бумаги на листы картона. Полезно указательным пальцем обводить контур букв, это поможет запомнить элементы.

Карандаш.

Перекатывать карандаш между пальцами – от большого пальца к мизинцу и обратно.

Разноцветные снежинки.

Этаиграспособствуетразвитию аккуратности.

Возьмите фломастеры, плотную бумагу, ножницы. Покажите ребенку, как вырезать снежинки. Попросите ребенка раскрасить снежинки.

Зарядкадля пальчиков.

Исходное положение – сидя на пятках. Руки согнуты в локтях, ладони повернуты вперед. Большой палец отставлен в сторону. Одновременно пальцы обеих рук поочередно постукивают по большому пальцу.

Орнаментизкрупы.

На яркий поднос рассыпьте тонким слоем мелкую крупу. Пусть ребенок проведет пальчиком по крупе. Получится линия. Затем попробуйте вместе нарисовать что-нибудь.

Строим дом. Ребенок собирает спички одноименными пальцами разных рук: двумя указательными, двумя средними и т.д. из спичек или палочек онстроит «сруб»: чем выше и ровнее, тем лучше.

Координациядвижений.

Коснисьпротивоположнойноги.

Ладонь правой руки касается правого колена, ладонь левой руки – правого. Другой вариант: локоть правой руки касается левого колена, локоть левой руки – правого.

Перекрестные прыжки.

Выполняютсятак же, но ребенок не ходит, а подскакивает.