Педагогическое сообщество

«Созидательный педагог»

«Адаптация детей раннего возраста к ДОУ»

Адаптация в ДОУ. Ранний возраст.

         Детский сад – это первое социальное учреждение, с которым ребёнок имеет дело. Социальное в том смысле, что именно здесь маленький человек впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требованиями в семье, а могут и отличаться. Очень важное умение, которое осваивает ребёнок, адаптируясь к детскому саду, – это умение различать ситуации и анализировать, что можно и что нельзя с теми или другими людьми, в тех или иных случаях. Это непросто. Новые обстоятельства потребуют времени для адаптации малыша к новым условиям.

По мнению психологов, у ребёнка 1,5-2 года период адаптации длится от недели до 2–3 месяцев. Такие дети также могут легко «адаптироваться» к детскому саду. Но это всего лишь обман и иллюзия для родителей малыша! Годовалый карапуз, конечно, может «привыкнуть» к тому, что любимую мамочку почему-то заменили на чужую, не слишком ласковую тётеньку. Привыкнуть – это значит смириться и молча страдать, реагируя на стресс «всего лишь» частыми простудами и другими болезнями, плохим настроением, снижением интереса к окружающему миру.

Такое пассивное сопротивление – далеко не пустяк, оно очень негативно отражается на дальнейшем эмоциональном, интеллектуальном и физическом развитии малыша. В этом возрасте ребёнок ещё слишком сильно привязан к матери и очень болезненно реагирует на её отсутствие, а равным образом и на появление чужих людей, особенно если они пытаются подойти к нему слишком близко Его волнует, а иногда и пугает новая обстановка: большая комната, незнакомые дети, вокруг чужие взрослые-воспитатели, няни. В первое время для него непривычен и уклад жизни в детском саду: другой режим дня, еда, отличающаяся от домашней, необходимость соблюдения правил поведения, установленных в группе.  В это время дети становятся робкими, замкнутыми, вялыми, плаксивыми, капризными, упрямыми, беспокойными.

    Часто они упорно не хотят покидать дом, а у дверей детского сада в страхе прижимаются к родителям.      В поведении вновь принятых детей можно наблюдать черты свойственные детям раннего возраста. Возможно временное нарушение некоторых навыков. У детей может появиться недержание мочи и кала. Случается и неврогенные нарушения: срыгивание, рвота, повышение температуры, появление сыпи и т.п. Нарушается сон у одних детей, у других отсутствие аппетита.  

      Период адаптации – тяжёлое время для ребёнка, его родителей и персонала группы. В детском саду дети болеют чаще, чем дома. Это и понятно т.к. в группе может быть заболевший ребёнок, который становится источником инфекций для других детей. В период адаптации возможность заболевания ребёнка особенно трудно привыкающего к новым условиям, возрастает, поскольку под влиянием эмоционального напряжения снижаются защитные силы организма.

       Большие трудности в этот период испытывают дети, привыкшие к общению только с родителями. Замкнутый образ жизни семьи, причины, тормозящие образованию у малыша умений контактировать с незнакомыми взрослыми. А это значит, что в первые, дни он будет негативно относиться к воспитателям и няне.

      Плохо приспосабливаются дети к коллективной жизни, которых чрезмерно опекают в семье, которые не знают родительского «нельзя».

 Общая задача воспитателей и родителей – помочь ребёнку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. Для этого нужна подготовительная работа в семье. Прежде всего, необходимо максимально приблизить домашний режим к распорядку дня в детском саду.

С чего начать

Если у вас есть такая возможность, уже в два года (и даже раньше) вы можете походить с малышом в какой-нибудь игровой центр, группу раннего развития и т. п. Причём основной целью должно быть не интеллектуальное развитие крохи, а именно постепенная адаптация к социуму. Понемногу малыш знакомится с педагогом, ведущим занятия, привыкает к тому, что в определённых условиях «главным» взрослым может быть не мама, а кто-то другой, – и при этом совсем не испытывает тревоги, поскольку мама всё-таки остаётся рядом.

Старайтесь отдать его в группу сада, где у ребёнка есть знакомые ровесники, с которыми он раньше играл дома или во дворе. Не угрожайте ребёнку детским садом как наказанием за непослушание.

Планируйте свой отпуск так, чтобы в первый месяц посещения ребёнком детского сада у вас была возможность оставлять его там не на целый день

Нравственность персонала

Познакомьтесь с воспитателем, побеседуйте с ней о её подопечных и их родителях. Обычно уже первая беседа с воспитателем позволяет составить хотя бы общее мнение: подходит или нет. Можно также посмотреть со стороны, как проходят прогулки. Попробуйте где-нибудь неподалёку, не привлекая к себе внимания, понаблюдать за жизнью группы «в естественных условиях». Посмотрите, как дети общаются между собой, много ли ссор и конфликтов возникает между ними, как ведёт себя в этих случаях воспитательница и как она вообще обращается со своими подопечными.

Имея опыт работы в детсаду, с сожалением могу констатировать, что далеко не все педагоги подходят на роль свою… Не может воспитатель быть нравственным, если у неё джинсы с заниженной талией или внизу спины «растёт» татуировка, а в перерывах между занятиями она бегает за ворота перекурить… И таких воспитателей сейчас очень и очень много… Будьте бдительны.

Ваше отношение

Одним из главных слагаемых успеха в адаптации ребёнка к детскому саду будет то, насколько быстро адаптируются к садику… родители.

Если мама со слезами на глазах провожает малыша в сад, стоит под дверью и подслушивает, пытается заглянуть в окна, успокоилось её чадо или нет, то такой ребёнок значительно дольше привыкает к дошкольному учреждению.

В первую очередь вам необходимо настроиться на всё самое лучшее. Ребёнок не сможет доверять взрослому, которому не доверяете вы. Если же он увидит и почувствует, что вы верите воспитателю, то момент расставания проходит значительно легче!

Взаимоотношения с другими

Не забудьте установить хорошие отношения не только с персоналом, но и с родителями других детей. Пусть у ваших детей будут хорошие друзья из группы. Не бойтесь входить в родительский комитет – это ваши дети, и вы должны принимать активное участие в их садиковской жизни.

Схема первых посещений

Перед тем как отвести малыша в выбранный сад, постарайтесь вместе периодически прогуливаться рядом с ним, зайдите в группу, познакомьтесь с детьми, воспитателями и нянями. Наверняка малыш оценит, как в садике хорошо, и захочет присоединиться к остальным. Если вы чувствуете, что ему ещё трудно обходиться без мамы, попробуйте постепенно приучать ребёнка к самостоятельности.

Ещё один метод, народный: поручить отцу процесс сопровождения ребёнка в садик. Как правило, с папой малыш легче расстаётся, и отцом не так легко манипулировать, как мамой.

Хорошо бы первый день приводить ребёнка на 15 минут. Во второй – на 30 минут, в третий оставлять ребёнка на 45 минут. Конечно, всё зависит от индивидуальных особенностей малыша, его возраста.. При такой схеме адаптации ребенок входит в новые условия мягко и постепенно.

Поведение при прощании

Многие дети при прощании плачут. И это естественно для них. От вашего правильного прощания будет зависеть ваше общее настроение на весь день. Учите малыша до посещения детского сада к тому, что периодически в жизни вам придётся расставаться на некоторое время.

Скажите ребёнку честно, куда и зачем вы идёте (только очень просто, например: «Я иду на работу печатать на компьютере»). Спокойная, открытая интонация подскажет ему, что то место, куда идёт мама, достаточно хорошее, и дело, которое она будет делать, – полезное и приятное.

Обязательно скажите ребёнку, что вернётесь за ним! «Я приду, когда ты покушаешь, погуляешь, поспишь». И ни в коем случае не опаздывайте!

На личном опыте проверено: если мама опаздывает, то ребёнок это чувствует и за 5–10 минут обещанного времени начинает переживать и спрашивать: «Когда придёт мама?» Хотя до этого момента мог бегать, играть, веселиться.

Введите определённые «ритуалы прощания». Например, на две минутки возьмите малыша на коленки и скажите: «Я люблю тебя », – и положите в кармашек какую-нибудь маленькую игрушку или свой платочек. Такое поведение помогает ребёнку не с первого дня, а именно тогда, когда становится ритуалом, то есть привычным поведением. Ритуал помогает потому, что учит ребёнка ДОВЕРЯТЬ взрослым: ребёнок хорошо знает, что мама уйдёт, как она уйдёт и когда вернётся. Это доверие и знание снижают тревогу малыша.

Если вы попрощались и начали уходить, не возвращайтесь, слыша плач ребёнка. Иначе прощание может затянуться, а ребёнок научится манипулировать вами. Неоднократно было проверено на практике: малыш плачет, мама с твёрдым намерением уходит, дверь за ней закрывается, и ребёнок радостный бежит в группу, принимаясь за игры. Если же мама начинает суетиться, долго собираться, сомневаться, малыш плачет сильнее и не понимает: почему мама не отпускает его так легко? Неужели она не доверяет ему и воспитателю? Ваша уверенность придаёт уверенности и ребёнку!

Что делать дома после садика

Всё время объяснять ребёнку, что он для вас, как прежде, дорог и любим. Создайте спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.

Не увеличивайте, а уменьшайте нагрузку на нервную систему. На время прекратите походы в цирк, в театр, в гости. Намного сократите просмотр телевизионных передач.

После садика играйте в релаксационные игры: с песком, водой. Проигрывайте ситуации, которые случаются с малышом в детском саду, используя игрушки. При этом пусть в игре герои рассказывают не только то, что они делают в детском саду, но и чем занимаются их родители. В эту игру можно играть настолько часто, насколько требует того ребёнок. Она значительно поможет ему быстрее адаптироваться к новым условиям.