Педагогическое сообщество
«Созидательный педагог»
Проектный метод в патриотическом воспитании детей ДОУ
Тема: Проектный метод в патриотическом воспитании детей ДОУ.
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Поэтому нашей задачей, как педагогов является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах (смотря, где живет ребенок); знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту. Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Наша задача — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д.
Многие современные вариативные программы воспитания, развития и обучения дошкольников содержат задачи ознакомления с государственными символами флагом и гербом страны, мелодией гимна.
Во-первых, ребенок на пороге школы должен узнавать герб, флаг и мелодию гимна России. Следует отметить, что в детском саду ребята только знакомятся с текстом гимна нашей страны, наизусть они учат его в начальной школе.
Во-вторых, у детей старшего дошкольного возраста можно сформировать представления об основных функциях государственной символики страны, о том, для чего стране нужны флаг, герб и гимн. Старшим дошкольникам доступно понимание того, что государственные символы объединяют людей, живущих в государстве, граждан России, служат нашей стране, ее гражданам отличительными знаками.
В-третьих, ребят нужно познакомить с символическим значением цветов герба и флага нашей страны, изображений на гербе России. Символика несет в себе огромный потенциал для нравственного воспитания детей, поскольку в ней заключены наиболее устойчивые нравственные качества народа. Важно не столько узнать и запомнить.что изображено на гербе, какого цвета полосы на флаге нашей страны, сколько понять, что они означают добро и красоту, подумать о том, какие мы сами, какими должны быть, являясь гражданами России. Известно, что белый цвет означает мир и чистоту души, синий — верность и правду, красный — отвагу и любовь. Беседуя о флаге нашей страны, детям необходимо объяснить, что они тоже должны соответствовать этим символам, стараться быть дружными, честными и отважными, любить своих близких и свою Родину.
Таково основное содержание ознакомления детей дошкольного возраста с государственными символами России. Определение содержания позволяет охарактеризовать те знания и представления, которые могут быть сформированы у детей старшей группы.
На основании выше изложенного, поисках наиболее эффективных методов решения поставленной проблемы мы обратились к классике мировой педагогике, а именно к наследию американского педагога Д.Дьюи. Его идеи отличаются целостностью подхода к процессу воспитания человека, живущего в демократическом обществе. Проект - на наш взгляд, одна из самых успешных форм для развития индивидуальности ребёнка. В проектном методе хорошо просматривается позиция и роль воспитателя и ребёнка.
Свободная деятельность детей организуется в Центрах активности. Дети сами делают выбор, планируют свою деятельность, выбирают место и партнеров. Действует план – дело - рефлексия результатов. Свободная деятельность организуется в рамках выбранной и согласованной в ходе диалога взрослых с детьми темы проекта.
Особое значение при организации работы с детьми в условиях конкретного подхода имеет то, что дети могут сделать выбор - работать одному или в подгруппе (команде), то есть в партнерстве с другими детьми или взрослыми. Такой способ организации работы внутри проекта позволяет достигать значительных результатов - в объеме исследованного содержания, в видах выполненных работ - посредством объединения общих усилий, в приобретении коммуникативных умений.
Как превратить обычную группу в лабораторию жизни и творчества. Как строить знакомое содержание работы через проектную деятельность? Как стимулировать инициативу и поддерживать активность детей? Как стать компетентными и ответственными и вместе с тем сохранить счастье беззаботного детство? Как включить родителей в работу детского сада?
Дети сами решают, какие темы им интересны. Пора перейти к делу.
Свободная деятельность детей организуется в Центрах активности. Дети сами делают выбор, планируют свою деятельность, выбирают место и партнеров. Действует «план – дело – рефлексия» результатов. Свободная деятельность организуется в рамках выбранной и согласованной в ходе диалога взрослых с детьми темы проекта.
Особое значение при организации работы с детьми в условиях конкретного подхода имеет то, что дети могут сделать выбор - работать одному или в подгруппе (команде), то есть в партнерстве с другими детьми или взрослыми. Такой способ организации работы внутри проекта позволяет достигать значительных результатов - в объеме исследованного содержания, в видах выполненных работ - посредством объединения общих усилий, в приобретении коммуникативных умений.
Самостоятельно дошкольник еще не может найти ответы на все интересующие вопросы. Ему помогают взрослые участника проекта: педагоги, родители, узкие специалисты.
И так наш проект- это время наполненное событиями, пробуждающими добрые чувства, это время выбора и планирование новой темы, время узнавания нового, игры и развлечения. Что принёс нам этот проект? Встреча с новыми и старыми друзьями, общение с новыми людьми, новые темы, новые желания, а главное проект принёс уверенность в себе.
Паспорт педагогического проекта
Раздел программы
Познавательное развитие
Тема
Нравственно-патриотическое воспитание
Тематическое поле
Ознакомление с символикой России.
Название проекта
Какого цвета Родина
Тип проекта
Краткосрочный, информационно- исследовательский.
Проблема
Создание герба группы
Причины
Недостаток знаний о символики российской федерации.
Цель
Помочь детям понять, осмыслить, запомнить историю происхождения, значение цветов и образов, их взаимное расположение и функции Государственной символов РФ.
Задачи
Расширять представления детей о России как стране, в которой они живут; воспитывать чувство гордости за Родину, чувство сопричастности к её судьбе, поддерживать интерес к её прошлому.
Познакомить детей с изображением Государственного флага; формировать представление о значенииГосударственного флага РФ, уважительного отношения к флагу.
Познакомить детей с Государственным гимном РФ и правилами его исполнения; дать первоначальные представления о происхождении Государственного гимна, назначении, содержании.
Познакомить детей с изображением Государственного герба РФ, формировать элементарные представления о происхождении и функции герба России, о символическом значении цветов и образов в нём.
Развивать речь детей, способствовать развитию памяти, логического мышления, мелкой моторики, зрительно -двигательной координации.
Мероприятия
Ф Формы работы с детьми. Игровая деятельность детей:
Дидактические игры: «Я начну, а вы продолжите», «Хлопни, если услышишь», «О каких символах нашей Родины сказано в стихах», «Обведи по точкам», «Белый, синий, красный», «Светофорчики».
Развивающие игры: «Экскурсия», «Так бывает», «Найди отличия», «Всё ли верно? докажи».
Познавательное развитие: Занятия: «Наша Родина - Россия», «Символика РФ»
Государственный флаг России»,
Государственный гимн России»,
Москва-столица нашей родины.
ст 4.«Герб и флаг республики Башкортостан».
Развитие речи:
Составление рассказов «Любимый город», «Моя улица», «О Государственном флаге», описательный рассказ о гербе России. Сравнительные рассказы о флагах разных государств. Пересказ: «Наше Отечество», «Москва», «Большой театр».
Ознакомление с художественной литературой:
Чтение и обсуждение: «Страна, где мы живём» (Баруздин С.), «Малая Родина» (Ю.Яковлев),
« «Город-герой» (Е.Карасёва), «Родина» (В.Боров) Заучивание: «Наш дом», «Флаг России», «Красная площадь»
Азбука народной мудрости (русские пословицы и поговорки).
Изобразительная деятельность:
«Раскрась флаг России и Башкортостана», «Раскрась герб России», «Нарисуй военную технику».
Продуктивная деятельность: Придумывание и изготовление герба группы.
Музыка:
Прослушивание: хор «Славься» из оперы Глинки «Иван Сусанин», «С чего начинается Родина?» (сл. Баснера, муз.М.Матусовского), «Пусть всегда будет солнце»
Формы работы с родителями
1.Анкетирование с целью ознакомления с семейным опытом патриотического воспитания с детьми.
2.«Привлечение родителей к книжной выставке.
3.Участие в выставке совместных рисунков о России.
4.Участие в оформлении мини - центра в группе: «Моя Родина Россия».
5.Заочная школа «Символика Российской Федерации».
Р 6.Родительской собрание «Патриотическое воспитание детей».
7. Привлечение к составлению альбома стихов о Родине.
Герб группы «Моя группа»
П Проект: «Какого цвета Родина»
- наблюдение;
анализ продуктов детской деятельности;
блиц-опрос
-решение проблемных ситуаций.
Форма презентации.
ККВН «Флаг, Герб, Гимн- символы России»
Мастер-класс для педагогов «Проектный метод впатриотическом воспитании детей ДОУ»