Педагогическое сообщество

«Созидательный педагог»

ООД в старшей группе, тема: «Мой любимый Башкортостан»

Цель: Расширить знания детей о Республике Башкортостан.

Задачи:

- Расширять представления детей о родном крае, о народах разных национальностей, живущих в Башкортостане.

- Продолжить формировать интерес к своему краю, вызывать чувство ответственности по отношению к родине и ее природе.

-Продолжать развивать связную речь детей.

- Развивать память, зрительное и слуховое внимание.

- Воспитывать любовь к родному краю. Чувство гордости за свою республику, воспитывать любовь к родным местам.

Предварительная работа: беседа с детьми о жизни людей в Башкортостане, рассматривание альбома «Чем богата Башкирия», разучивание стихотворений о Башкортостане.

Интеграция: «Познание», «Речевая», «Физическая», «Художественно-эстетическое».

Материалы и оборудования: презентация к занятию, картинки на котором изображено соцветие курая, флаг Башкортостана, музыка гимн Башкортостана, музыкальный инструмент курай, аудиозапись курая.

Ход занятия:

Воспитатель: Каждый из нас называет Башкортостан своей Родиной. Но этого мало! Свою родную республику надо уметь еще и любить, какой бы национальности ты ни был.

Башкортостан!

Моя земля и небо!

Моя любовь!

Мой соловьиный край!

Мне жаль того, кто здесь ни разу не был,

Мне жаль того, кому не пел курай.

Воспитатель: Наш родной край необыкновенно привлекателен разнообразием природы. Если посмотреть на Башкортостан с высоты, то можно увидеть густые таежные леса, реки и озера, холмы и крутые обрывы.

Башкортостан – богатый край. Он богат нефтью, газом, углем. По всему краю тянутся обширные хлебные поля.

На земли другие она не похожа

Ни нравом своим, ни людьми, ни законом,

Ни лесом, ни полем, ни далью дорожной,

Ни песней, ни волей своей непреклонной.

Воспитатель: Разглядывая на карте Башкортостан, писатели сравнивали ее форму с сердцем или с ладонью, сложенной для рукопожатия. Народному поэту Башкортостана Мустаю Кариму очертания родной республики напомнили очертания березового листа.

М.Карим “О березовом листе”

Взгляни на глобус. Вот он шар земной

На нем Башкирия с березовой листок величиной

Всего лишь навсего

Не больше обыкновенного листка

Береза же – великая Россия

Так зелена, так высока.

Воспитатель: Да, нашей Родиной можно восхищаться бесконечно. Вы, наверное, согласитесь со мной, что более красивых мест, чем в нашем Башкортостане, найти трудно. На этой земле издавна проживает замечательный народ. Раньше всех на этой земле появились башкиры, поэтому они являются коренным населением нашей республики, поэтому республику называют Башкортостан.

Башкортостан – республика национального согласия. В республике живут башкиры, татары, русские, чуваши, марийцы, мордва и представители других национальностей.

Стихотворение М.Карим “Я россиянин”

Не русский я, но россиянин. Ныне

Я говорю, свободен и силен

Я рос, как дуб, зеленый на вершине

Водою рек российских напоен

Своею жизнью я гордиться вправе –

Нам с русскими одна судьба дана

Четыре века в подвигах и славе

Сплелись корнями наши племена.

Воспитатель: Башкирский народ очень гостеприимный. У нас не только преподнесут кумыс и ароматный мед, но и есть национальный музыкальный инструмент .

- Как вы думаете, как он называется, что это за инструмент? (Курай)

- Послушайте стих о курае.

Курай

Когда я слушаю курай,

То радость льется через край

Неприхотлив и невелик

Курая песенный родник.

Тростинку срежу я в лесу

Домой с собою унесу

И только дуну в свежий срез

Как зашуршит уральский лес

И зажурчит наверняка

В ней мелодичная река

Держу курай, в родном краю

И песни звонкие пою.

Воспитатель: - Вы слышали, как он звучит?

Сейчас вы услышите, как звучит чудесный национальный инструмент – курай. Его изготовляют из сухого полого тростника курая.

Воспитатель: Прекрасны башкирские народные танцы. В народных танцах выражены лучшие черты и стремления свободного, трудолюбивого народа.(просмотр иллюстраций Башкирский танец).

Воспитатель: Предлагаю немножко размяться

Физминутка «В нашей республике»

В нашей республике горы-высокие, (тянемся на носочках вверх)

Реки глубокие, (присаживаемся на корточки)

Степи широкие, (раскидываем руками)

Леса большие, (руки вверх)

А мы - ребята вот такие! (показываем большой палец)

Воспитатель: А теперь я хочу узнать, что вы знаете о нашей малой Родине.

Что такое Родина?

Ответы детей: Родина – это место, где мы родились и выросли. Где живут наши родители.

Как называется наша малая Родина?

Ответы детей: Республика Башкортостан.

Мелодию, какого инструмента вы прослушали?

Ответы детей: Курая – башкирского национального инструмента.

Воспитатель: Правильно ребята. Молодцы!

Ребята, а какой город является столицей нашей республики?

Ответы детей: Уфа.

А какие еще города есть у нас в Башкортостане?

Ответы детей: Уфа, Белебей, Стерлитамак, Сибай, Бирск, Салават итд.

Воспитатель: У каждой Республики есть свои государственные символы.

Какие у нашей Республики, кто мне скажет?

Ответы детей: герб, флаг и гимн.

Как выглядит флаг республики Башкортостан?

Ответы детей: Из трёх цветов : синий, белый, зелёный и в центре белой полосы цветок курая .

Воспитатель: Давайте с вами поиграем в игру «Собери флаг РБ» (несколько детей из полосок цветной бумаги собирают флаг РБ)

Воспитатель: Молодцы ребята у вас замечательно получилось!

Что означают эти цвета?

Ответы детей: зеленый цвет - свободу, вечность жизни; - белый - миролюбие, открытость; - синий - ясность, добродетель и чистоту их помыслов. (или доброту нашего народа);- цветок курая - символ дружбы, семь его лепестков, расположенных в центре белой полосы, символизируют семь родов, положивших начало единению народов, проживающих на территории Республики Башкортостан.

Воспитатель: Очень хорошо ребята.

Кто расскажет, как выглядит герб Республики Башкортостан?

Ответы детей: Государственный герб Республики Башкортостан представляет собой изображение памятника Салавату Юлаеву на фоне восходящего солнца и его лучей, вписанное в круг, обрамленный национальным орнаментом. Ниже изображено соцветие курая, лента, окрашенная в цвета Государственного флага Республики Башкортостан, с надписью по белому полю “Башкортостан.

Воспитатель: Третий символ – это гимн.

Может, кто-то из вас знает, что такое гимн? (ответы детей)

Ответы детей: Гимн – это торжественная песня.

Как вы думаете, в каких случаях он исполняется?

Ответы детей: Он исполняется в особо торжественных случаях, во время подъема государственного флага, во время национальных праздников.

Воспитатель: Молодцы ребята, на все вопросы вы ответили правильно.

Воспитатель: Послушайте башкирские пословицы.

Человек без книги – как пчела без цветка.

Родился сын – жизнь продолжается.

Незнание свой родословной до седьмого колена – признак сиротства.

Когда есть кумыс, есть и веселье.

Воспитатель: Я бы хотела прочитать вам стихотворение :.

Башкортостан, поля твои, пусть будут плодородны

Пусть будут сыновья твои отважны, благородны.

Ты славишься Башкортостан своей грядой седою

Пусть с ней нефтяной фонтан сравнится высотою.

Пусть яблоки твои к земле от тяжести склоняются

И пусть в любой твоей семье в 5 раз прибудет счастье.

Еще чего желаем мы? Чтобы в отчизне нашей

Была республика моя счастливей всех и краше.

Наше занятие подошло к концу. О чем мы с вами сегодня говорили?

Ответы детей :

Воспитатель: Молодцы! Вы много знаете и узнали про нашу республику и за это я вам приготовила раскраски народов разных национальностей проживающих в республике Башкортостан.