Педагогическое сообщество
«Созидательный педагог»
Конспект ООД на тему: «Мир современных профессий»
Возрастная группа:подготовительная к школе группа.
Цель: формирование представлений о современных профессиях взрослых.
Задачи:
Образовательные:
расширять и обогащать представления детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях;
формировать умение классифицировать, сравнивать, анализировать;
познакомить со свойствами ткани через опытно – экспериментальную деятельность;
формировать активный словарь в соответствии с лексической темой «Профессии»;
Развивающие:
развивать диалогическую речь, память, внимание, логическое мышление;
Воспитательные:
воспитывать уважение к людям разных профессий;
воспитывать чувства отзывчивости, взаимопомощи.
Предварительная работа:
Чтение художественных произведений о профессиях.
Рассматривание иллюстраций, альбомов на тему «Профессии»»
Загадывание загадок.
Артикуляционная и пальчиковая гимнастика (использование здоровьесберегающих технологий), упражнения на внимание.
Беседы о людях разных профессии; кем работают родители.
Сюжетно-ролевые игры.
Дидактические игры «Кому что?», «Что лишнее», «Кем быть?», разрезное лото «Профессии», «Собери картинку».
Демонстрационный материал и оборудование: использование ИКТ (ПАК «Колибри»),загадки о профессиях, интерактивные игры «Бюро находок», «Помоги слесарю КиПА разобраться в схеме оборудования качалки газа»; интерактивная пчёлка, алгоритм работы с ней, игровое поле с цифрами и схемами, посылка с фартуком.
Раздаточный материал: по три вида ткани на каждого ребенка, салфетки, вода, пипетки, картинки смайликов 4-х видов.
Содержание организованной деятельности:
1этап. Организационный
Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Усердно будем мы трудиться,
Чтобы чему-то научиться.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.
(дети здороваются, проходят на ковёр, садятся полукругом)
2 этап. Проблемная ситуация
В: Ребята, сегодня интерактивная пчела нам принесла задания, а на какую тему, мы узнаем, когда отгадаем загадки. Если загадку отгадали, ответ появится на экране.
Слайд № 1.В электричестве знаток, покажет, как проходит ток.
Схемы тока изучает, и ремонтом управляет(инженер-электрик)
Слайд № 2.У этой волшебницы, этой художницы,
Кисти и краски, гребень и ножницы.
Она обладает таинственной силой:
К кому прикоснется, тот станет красивей (стилист)
Слайд № 3.Программу в компьютер новую вводит,
Принтер настроит, Wi-fi установит,
Не электрик, не артист. Он….(айтиспециалист)
Так какая тема наших игр сегодня?
Да, играть мы будем в игры связанные с современными профессиями.
В. Ребята, а какие профессии нашего города вы знаете, вспомните профессии своих родителей.
В: Да, Ваши родители трудятся на благо нашего города. У них замечательные профессии.
3 этап. Основной. Усвоение новых знаний.
В. Итак, мы начинаем путешествие в «Мир профессий».
Нужно добраться до первого задания, с помощью Робопчелы.
Давайте вспомним алгоритм работы с робопчелой. Слайд № 4.
(Ребенок программирует пчелу и добирается до первого задания).(Схема№1)
Робопчела сегодня хочет познакомить нас с новой профессией слесарь КиПА.
Слайд № 5.Презентация профессии (выходит слесарь КиПА и рассказывает о своей профессии, демонстрирует инструменты, форму одежды).
Слесарь КиПА: Предлагаю Вам помочь мне разобраться в схеме оборудования качалки газа.
(Дети помогают собрать схему качалки газа)
Молодцы, вы справились с заданием.
4этап. Закрепление знаний
В. Нужно добраться до второго задания, с помощью Робопчелы.
Слайд № 6.И у нас с вами игра: Бюро находок «Кто здесь был и что забыл» (Схема№2)
В. Ребята, посмотрите на экран, люди каких профессий здесь побывали?(инженер-эколог, стоматолог).
Разложите, предметы по профессиям.
(дети по одному подходят к экрану раскладывают и рассказывают, почему они сделали этот выбор).
Молодцы, с заданием справились, теперь узнаем, что робопчела приготовила нам в третьем задании. (Ребенок программирует пчелу и добирается до третьего задания).(Схема№3)
Слайд № 7.Игра «Кому принадлежит фраза?»
Вы будете отвечать на вопрос – человек, какой профессии мог сказать данную фразу...?
Здравствуйте, дети. Построились по росту, подравнялись. (Инструктор по ФИЗО);
Несите кирпичи, цемент. (Строитель);
Сегодня я буду рисовать пейзаж. (Художник);
Как вас постричь? А челку сделать покороче? (Парикмахер);
Какие пуговицы пришить вам на эту блузку: белые или черные? (Портной);
Откройте рот и скажите «а-а-а-а-а-». (Врач);
Сколько килограммов картошки вам взвесить? С вас 25 рублей. (Продавец)
В: Ребята, вы умницы, знаете, как общаются люди разных профессий.
В: Доберемся с помощью робопчелы до следующей цифры. (Схема № 4)
Слайд № 8.Физ. минутка «Профессии»
Мы в профессии играли
ходьба на месте
В миг мы лётчиками стали!
прямые руки в стороны
В самолёте полетали
покружиться вокруг себя
И шофёрами вдруг стали!
ходьба на месте
Руль теперь в руках у нас
руки перед собой, «держим руль»
Быстро едем, просто класс!
бег вокруг себя с рулем
А, теперь на стройке мы
ходьба на месте
Кладём ровно кирпичи
руки перед собой согнуты в локтях
Раз- кирпич и два, и три
поднимаем руки вверх.
Строим дом мы, посмотри!
соединить прямые руки над головой
Вот закончена игра,
Нам на стульчики пора.
Проходят на стульчики
Слайд № 9.В. Кто узнает, что нам приготовила робопчела в пятом задании? (Схема № 5)
В.Игра под знаком вопроса, это значит, мы должны с вами открыть вот эту посылку, интересно, что здесь? (в ящике лежит фартук)
В. Ребята кто носит фартук у нас в детском саду?
(ответы детей; повар, помощник воспитателя Анна Григорьевна)
В. А для чего нужен фартук помощнику воспитателя?
В: Анна Григорьевна жаловалась, что у нее фартук мнется, от стирки быстро рвется, и намокает, она попросила, чтобы мы подобрали ткань для фартука.
В. Ну что, ребята,поможем Анне Григорьевне? Пройдем в нашу лабораторию, кто работает в лаборатории? (ученый, лаборант)
В. Давайте рассмотрим ткань (ситец, шелк, болоньевая ткань), и в ходе эксперимента запишем результаты в таблицу.
В. Из какой же ткани лучше сшить фартук, что бы он не мялся, был прочный и не промок. Как это узнать?
(ответы детей: нужно попробовать помять, порвать ткань, намочить ткань и выбрать самую не мнущуюся, прочную и непромокаемую)
В. Ребята, проведем первый эксперимент, узнаем, мнется ткань или нет. Результаты запишем в таблицу. Почему не помялась болоньевая ткань? Потому что она имеет свойство распрямляться.
Проведем второй эксперимент на прочность, попробуем порвать ткань, записываем результаты в таблицу.Почему болоньевая и шелковая ткань не порвалась? Потому что они очень плотные, ниточки находятся близко друг к другу.
Проведем третий эксперимент на промокаемость, у вас на столе салфетка, положите сверху ткань и капните водой. Результаты записываем в таблицу. Почему не промокла болоньевая ткань? Потому что ткань гладкая и скользкая, капельки по ней скатываются.
ситец
шелк
болоньевая ткань
Мнется или нет
+
+
-
прочность
-
+
+
промокаемость
+
+
-
В. Давайте сделаем вывод, из какой ткани нужно сшить фартук Анне Григорьевне? Правильно, из болоньевой.
(болоньевая тканьне мнется, не рвется, не пропускает воду, с неё вода скатывается, значит, фартук шьём из нее).
В. Хорошо, вот эту ткань мы отдадим Анне Григорьевне, а кто же ей сошьёт фартук?
(ответы детей: швея, портниха)
Молодцы.
5 этап. Заключительный. Рефлексия
В. Ребята, мы выполнили все задания от Робопчелы, она нас благодарит.Вы были просто молодцы!С какой профессией мы познакомились?Что требуется для работы стоматологу?Где работает инженер-эколог?Специалисты, какой профессии спасают людей?Назови профессии, которые начинаются на звук «а»?Что делает на работе пиар-менеджер?
Все профессии важны и необходимы, об этом нам прочитает стихотворение Гордей:
Профессий много есть, на свете
Профессии нужны, важны,
Но чтобы выбрать, знайте, дети,
Мы очень много знать должны!
А пока мы подрастаем,
Мы в профессии играем!
Слайд № 10.Надеюсь, что после выполнения всех заданий у вас отличное настроение от проделанной работы. Выберите из предложенных карточек, какое у вас настроение?Спасибо всем за внимание, активное участие в игре! До новых встреч!
Самоанализ организованной образовательной деятельности
Образовательная область: «Познавательное развитие» раздел Ознакомление с окружающей действительностью.
Интеграция с образовательными областями: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Тема: «Мир профессий»
Возрастная группа: подготовительная к школе группа
Длительность ООД: 30 минут, что соответствует требованиям САНПиНа.
Актуальность выбранной темы:Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учетом современных образовательных технологий.Ознакомление дошкольников с профессиями осуществляется с учётом принципа интеграции в соответствии с ФГОС ДО, возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней. Информационно-коммуникационные технологии предполагают моделирование различных профессиональных ситуаций, которые бы в условиях детского сада не удалось воссоздать. Поэтому для формирования у детей представлений о разных профессиях использую в своей работе ИКТ.
Цель: формирование представлений о важности и нужности любой профессии взрослых.Задачи:
Образовательные:
расширять и обогащать представления детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях;
формировать умение классифицировать, сравнивать, анализировать;
познакомить со свойствами ткани через исследовательско-познавательную деятельность;
формировать активный словарь в соответствии с лексической темой «Профессии»;
Развивающие:
развивать диалогическую речь, память, внимание, логическое мышление;
Воспитательные:
воспитывать уважение к людям разных профессий;
воспитывать чувства отзывчивости, взаимопомощи.
Формы организации детей на занятии: коллективная, индивидуальная, самостоятельная деятельность.
Тип занятия: итоговое.
Этапы
1этап. Организационный
Дидактическая задача: создать хорошее настроение, вызвать желание принять участие в работе.
Форма организации:фронтальная, групповая.
Методы:словесный.
Анализ удалось создать хорошее настроение, дети включились в работу.
2 этап. Проблемная ситуация
Дидактическая задача: создать проблемную ситуацию, вызвать желание отгадать загадки, и узнать тему игры.
Форма организации:фронтальная, групповая.
Методы:игровой,наглядный, словесный.
Анализ: За основу ООД взят один игровой сюжет «Мир современных профессий». Для обеспечения интереса детей к теме, эмоционального отклика на нее я создала проблемную ситуацию, предложила детям отгадать загадки о профессиях.Дети с удовольствием откликнулись на просьбу.
3 этап. Основной. Усвоение новых знаний.
Дидактическая задача:создать условия для знакомства детей с профессией «Слесарь КИПиА».
Форма организации: фронтальная,групповая
Методы:игровой,наглядный, словесный, практический, игровой.
Анализ: Для поддержания интереса к теме пришла Робопчелка с заданиями,чтобы добраться до задания, нужно запрограммировать Робопчелу. На ООД пришел слесарь КИПиА с инструментами и спецодеждой. Он рассказал и продемонстрировал фильм о своей профессии, заинтересовал детей и предложил собрать схему газового оборудования и запустить его. Дети справились с заданием.
4этап. Закрепление знаний и творческое применение.
Дидактическая задача: закрепитьзнания о современных профессиях через различные виды деятельности (игровая, двигательная,исследовательско-познавательная).
Форма организации: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы: наглядный, словесный, практический.
Анализ: дети с помощью игры «Бюро находок» по инструментам определили профессии, с помощью игры «Кому принадлежит эта фраза?» закрепили знания об общении людей разных профессий, проведя эксперименты в лаборатории, вспомнив профессии лаборант, ученый нашли подходящую ткань для пошива фартука помощнику воспитателя.
5 этап. Заключительный. Рефлексия
Дидактическая задача:создать условия для подведения итогов, закрепить умение отвечать на поставленные вопросы, поддержать хорошее настроение.
Форма организации: фронтальная, групповая
Методы: словесный, наглядный, игровой.
Анализ:Подводя итог образовательной деятельности, я привлекла к этому детей, попросила высказаться. Смогла создать ситуацию успеха, дети оценили свое настроение от ООД с помощью 4-х видов карточек.
Подведение итогов - общий анализ: Заявленная тема полностью соответствовала содержанию занятия. Считаю, что цель ООД достигнута, все поставленные задачи реализованы.Организованную образовательную деятельность разработала, учитывая возраст воспитанников, их интересы, все заданияпроведены в форме увлекательной игры, использованы современные технологии.Индивидуальная форма работа заключалась в помощи детям при работе с Робопчелой, на интерактивной панели.Обращала внимание на речь детей: добивалась полных ответов, ставила поисковые вопросы, создавала условия для диалога с детьми.Для удовлетворения двигательной активности детей и сохранения их здоровья была организована физ.минутка«Профессии».На протяжении всей деятельности сохранялся интерес. Смена видов деятельности (игровой, коммуникативной, исследовательско-познавательной, двигательной) способствовала поддержанию внимания и работоспособности детей на протяжении всей ООД.
В индивидуальной и подгруппой работе с детьми запланирую закрепить знания детей о других современных профессиях.
Список литературы
Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В.П. Кондрашов. – Балашов: Изд-во «Николаев», 2004. – 52 с.
Ефанова З.А. Трудовое обучение. Нестандартные занятия. Подготовительная группа. – Волгоград: Корифей, 2010. – 99 с.
Жаренкова Н.З.,.Муртазина О.В. «Знакомимся с профессиями», «Детство – Пресс», 2014 г.
Игнатова С.В. «Знакомимся с профессиями», «Ювента», – 2013.
Шорыгина Т.А. Профессии, Какие они? – М., 2010.