Педагогическое сообщество

«Созидательный педагог»

«Фрагмент внеклассного мероприятия для учащихся 4 класса»

Тема:  «Живое серебро Югорского края»

Задачи:

Познакомить учащихся с «рыбьим царством» Югорского края, традициями коренного населения округа, этническими терминами рыболовства.

Прививать бережное отношение к природе родного края.

Активизировать деятельность учащихся в игровых формах, методом КСО,  практической работой.

 

Ход занятия:

I.     Организационный момент.

Задачи занятия формулируются вместе с детьми и ими записываются в рабочую тетрадь.

П.       Основное содержание.

     Земля наша! Ты когда-то звалась Югрою, полуостров на котором мы родились - Полуденною горою!

Земля наша! Твои олени щиплют сочный ягель, черные соболи резвятся на ветвях, мудрецами древними глядят на мир кедры, реки полноводные играют серебряными струями, лебедь в небе курлычет, не курлычет, а словно поёт о маленькой частице Великой Югры - селе Пальяново, о школьниках - Артёме, Гене, Оле, Алёне, Кристине, Саше, Юлиане, Пахоме, Гале, Юре которые пришли сегодня ко мне на урок.

Тема сегодняшнего урока : «Живое серебро Югорского края».

Как вы думаете, что или кого я назвала «живым серебром» нашего края?
(Верно, рыбу).

Что бы вы хотели узнать на этом уроке?   (какие рыбы обитают в наших водоёмах, чем питаются рыбы, как приспособлены к обитанию в водной среде, какую пользу приносит рыба людям, как рыбу добывают)

 

Для того чтобы все это узнать мы отправимся в путешествие по удивительному миру рек Югры. Нам придется сейчас представить, что мы являемся коренными жителями округа: ханты, манси, коми - зыряне. Нам предстоит пройти длинный нелегкий путь. Ну, а все серьезные путешественники — люди суеверные, тем более, коренные жители. Они, отправляясь в дальний путь, произносят молитву. Давайте и мы, чтобы наше путешествие прошло благополучно, встаньте, пожалуйста, скрестим на удачу руки и по примеру наших предков обратимся к духу реки. Вот так, как я: правую руку на сердце, а левую на правую руку. Повторяйте за мной: О! Дух реки! Да пошли нам удачу! Защити нас от всяких невзгод и несчастий. Раскрой нам свои тайны и загадки. Мы обещаем,   тебе не причинить вреда. И помогать по мере возможностей!

Самая первая и самая древняя дорога, которую освоили ханты и манси, была река. Большая и малая, короткая и длинная, она испокон веков служила человеку, расселяла его племена и роды. Но не только сама река увлекала за собой человека. Следовал он и за рыбой, которая жила в ее водах.

•   Как вы думаете, по какой реке пойдет наше путешествие?

 

                                                                   Р

 

Вставьте буквы, чтобы получилось название реки, по которой пойдет наше путешествие.

•    Напишите притоки реки Ендырь, по которой идёт наше путешествие:

•   Ем - Ех, Ем - Ега, Сига, Шишьега, Малая Речка, Черная Речка, Хора, Талая Речка, Тарь - Ех, Патан, Ингапехт.

У ханты и манси, как мы помним, самым главным промыслом на Ендере было рыболовство.

Рыбы — самая процветающая группа позвоночных животных нашего края, жи­вущая в водоемах, появившаяся на Земле 200 млн. лет назад. В водоемах нашего округа насчитывается около 29 видов рыб.

Обсудите в группе, какие рыбы обитают в реках нашего округа.

Иллюстрации рыб (на доске).

 

5.   Работа с текстом — «жужжащее чтение»

Рыбы - основа жизнеобеспечения, важный источник пиши народов Югры: ханты и манси. Пойманная рыба использовалась вся без остатка. Чешуя шла на приго­товление клея. Из внутренностей вытапливали рыбий жир, а осадки использовали для отпугивания комаров. Рыбий жир использовался народом края в пищу, на нём жарили, он применялся для освещения чумов, а позднее и деревянных домов жителей Ханты — Мансийского округа. Электричество в Ханты — Мансийском округе появилось поздно, в конце 50 — начале 60 годов 20 века.

Сушенную мелкую рыбу толкли вместе с костями и получали порсу - рыбную муку, которую использовали в приготовлении питательной похлёбки. А чаще всего ели рыбу в свежем и свеже - мороженом виде с солью. Такая рыба называется строганина - по — русски, по — хантыйски - патанка. В большом количестве ханты и манси заготовляли несоленую вяленую рыбу, пойманную весной и ранним летом, когда еще нет мух. Однако сейчас этого лучше не делать – слишком распространенным заболеванием стал описторхоз - заболевание печени, желчного пузыря и желчных путей, вызванное паразитом - кошачья двуустка.

Из рыбьей кожи шили одежду, непромокаемые сапоги, из рыбьих пузырей обтяги­вали окна, т. к. стекла в то время здесь не было.

 

Работа с карточками - шпаргалками - на 2 плюсика

 

Вновь работа с текстом «Рыба — основа жизнеобеспечения народов Югры» (вставить пропущенные слова)

 

 

Рыбы - основа жизнеобеспечения, важный источник пищи народов Югры: ханты и манси. Пойманная рыба использовалась вся без остатка.

Ч………….  шла на приго­товление клея. Из внутренностей вытапливали рыбий ………. , а осадки использовали для отпугивания………………  . Рыбий жир использовался народом края в пищу, на нём жарили, он применялся для    чумов, а позднее и деревянных домов жителей Ханты — Мансийского округа. Электричество в Ханты — Мансийском округе появилось поздно, в конце 50 — начале 60 годов 20 века.

Сушенную мелкую рыбу толкли вместе с костями и получали порсу рыбную ……….   , которую использовали в приготовлении питательной похлёбки. А чаще всего ели рыбу в свежем и свеже - мороженом виде с солью. Такая рыба называется     ………….по - русски, по — хантыйски - патанка. В большом количестве ханты и манси заготавливали несоленую вяленую рыбу, пойманную весной и ранним летом, когда еще нет………. .  Однако сейчас этого лучше не делать - слишком распространенным заболеванием стал описторхоз -заболевание печени, желчного пузыря и желчных путей, вызванное паразитом -кошачья двуустка.

Из рыбьей кожи шили одежду, непромокаемые ................ , из рыбьих пузырей обтягивали окна, т. к. стекла в то время здесь не было.

III. Сообщение учащегося

Коренные жители Югры думали: «Произошли от самой большой и сильной рыбы». Считали рыбу своим предком. Уважительно относились к ней. Река, так же, как и рыба способствовали рождению традиций и обрядов. Сейчас многие обряды из них навсегда утеряны или забыты. Но все - таки память людская донесла до наших дней некоторые из них. Был на Оби такой обычай меряться с осетрами ростом. Когда вытаскивали из воды огромную рыбину, и она замирала на берегу, рыбаки по очереди подходили к осетру, ложились с ним рядом на песок, вытягивали вперед руки. Если дотягивались до тупого рыбьего носа, говорили: «Большой речной мужик пришел к людям...». Таким необычным способом в стародавние времена выбирали вождей. Люди верили: духи реки послали к ним вождя рыб. Они хотят, чтобы и у людей был такой же вождь, как и у осетров. Иначе они, рыбаки, останутся без улова, а их дети и женщины умрут от голода. Так, волей - неволей, племя или род выбирали нового вождя, и он руководил ими до тех пор, пока в сети рыбаков не попадался другой рыбный великан. И тогда все повторялось сначала.

Вид ловли у них сезонный, то есть сезон лета и сезон зимы. Для ловли рыбы они использовали разные снасти. Эти виды снастей используют и, по сей день, и не только ханты и манси, но и мы с вами.

Какие виды снастей вы знаете?

 

Для ловли в зимний период они использовали: саиб - невод, катец
запор, сачок для льда и для рыбы. Для ловли в летний период
использовали такие снасти как: морда, невод, провяз, запруда.

 

IV.  Практическая работа «Изготовление рыбной ловушки катца»


V. Закрепление знаний.

а) игра «Болото»

б)  выполнение теста

Выберите правильный ответ:

1.     Как назывался раньше наш край?

а - Краснодарский, б - Югра, в – Ямал

 

Когда образовался наш округ?

а – 1930 г., б – 1945 г.  в – 1957 г.

 

3. Что за элемент, с которого начинается и кончается рыболовная снасть?

а — крючок, б - поплавок, в – спиннинг

 

4.     Как называется приспособление для сверление лунок во льду,
а - сверло, б - отвертка в — ледобур

 

5. Как по - хантыйски называется свежемороженая   настроганная рыба с солью и специями?

а - патанка, б - строганина, в - порса

 

 

ИТОГИ ЗАНЯТИЯ

 

Прочитайте задачи занятия.

Как вы оцениваете степень достижения этих целей?

Что помогало и что мешало вашей работе на занятии?

Оцените своё настроение:

Зелёный листочек  ---- очень понравилось, я работал очень активно

Жёлтый листочек ----  мне понравилось занятие, но работал не в полную меру.

Коричневый  листочек ---- я сегодня работал не очень хорошо, настроение моё плохое.