Педагогическое сообщество
«Созидательный педагог»
Консультация для педагогов «Развитие коммуникативных умений у детей
старшего дошкольного возраста через решение проблемных ситуаций»
В современном информационном обществе возрастают потребности человека в общении и взаимодействии сдругими людьми. Это является актуальной проблемой, так как формированиеличности,котораяспособнаорганизоватьмежличностноевзаимодействие,решитьразличныекоммуникативныезадачи,обеспечиваетейуспешнуюадаптациювсовременном социокультурномпространстве.
Федеральная образовательная программа дошкольного образования определяет практическуюзначимостьразвитиякоммуникативныхуменийдошкольников.Черезкоммуникациюпроисходитразвитиесознанияивысшихпсихическихфункций.Умениеребенкапозитивнообщатьсяпозволяетему жить комфортно вобществелюдей.Благодаряобщениюребенокнетолькопознаетдругого человека(взрослогоилисверстника),ноисамого себя.
Проблема развития коммуникативных умений детей старшегодошкольного возраста приобретаетвсе большее значение в современной жизни. Это становится очевидным приобучении старших дошкольников, когда отсутствие элементарных уменийзатрудняетобщениеребенкасосверстникамиивзрослыми,приводиткповышениютревожности, нарушаетпроцессобщенияв целом.Одним изэффективныхметодовразвитиякоммуникативныхуменийявляетсяразрешение проблемных ситуаций. Именно в проблемных ситуациях детистаршегодошкольноговозрастаначинаютраскрыватьсебя,развиватькоммуникативные умения и активно реализовывать их во взаимодействии сокружающими.
Коммуникативныеумениясостоятизуменийвступатьвпроцессобщения(выражатьпросьбы,приветствия,вежливоеобращение,дружественныйразговор);уменийориентироватьсяввыборесобеседника и различных ситуациях общения (соблюдать правила культурыобщения,начатьразговорсознакомыминезнакомымчеловеком,понять ситуацию,намерения,мотивыобщениясобеседника);уменийсопоставлять средствавербальногоиневербальногообщения(употреблятьвобщениижесты, мимику, эмоционально и содержательно выражать мысли, получать итранслировать информацию о себе и других вещах, использовать рисунки,таблицы,схемы).
Приотсутствиинеобходимыхкоммуникативныхуменийуребенкапоявляются трудности в общении со сверстниками и взрослыми: повышаетсятревожность, появляется замкнутость, нерешительность, стеснительность вобщениисдругими,неумениевысказатьсвоюточкузрения.Возможнопроявлениенегативногоотношениякобщению.Дошкольникможетнеприниматьсясверстниками,еслионмалообщаетсясними,пассивен,неспособенорганизоватьсовместнуюдеятельностьиобщение.Поэтому, именноразвитаякоммуникацияявляетсяосновнымнаправлениемсоциально-личностногоразвитияребенкавстаршем дошкольномвозрасте.
Одной из главных задач дошкольного образовательного учрежденияявляетсявоспитаниесвободногоуверенногов себе человекас развитымикоммуникативнымиумениями,стремящегосятворческиподходитькрешениюразличныхпроблемныхситуаций,имеющегосвоемнениеиумеющего отстаивать его. В связи с этим, на современном этапе технологияпроблемного обучения является наиболееэффективнойи актуальной длярешениязадачиразвитиякоммуникативных уменийстаршихдошкольников.
Одним из эффективных методов развития коммуникативных умений является разрешение проблемных ситуаций.
Именно в проблемных ситуациях дети старшего дошкольного возраста начинают раскрывать себя, развивать коммуникативные умения и активно реализовывать их во взаимодействии с окружающими.
Проблемнаяситуациясопряженассостояниемумственного затруднениядетей,вызванноенедостаточностьюранееусвоенныхимизнаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, заданияили учебной проблемы.
Такие ситуации создаются воспитателем с помощьюопределенныхприемов,методови средств:
− Акцентирование внимания детей на противоречии между знаниями и жизненным опытом. (Мы знаем, что температура снега ниже 0. Почему же тогда, сгребая зимой снег к стволу дерева, мы считаем, что спасаем его от мороза?).
− Побуждение детей к сравнению, обобщению выводам, сопоставлению фактов путем постановки эвристических и проблемных вопросов. (Почему у птиц клювы разной формы?
− Рассматривание какой-либо проблемы с различных позиций, часто ролевых. (Что может рассказать о снеге (цветке, туче…) художник, медик, эколог).
− Создание противоречия. (Хочу построить кораблик, но не знаю, какой материал лучше выбрать для него).
− Организация противоречия в практической деятельности детей. (Составим правила поведения в автобусе для нечитающих пассажиров).
Неожиданныезанимательныеприемыпобуждаютдетейкразмышлению,мобилизуютвниманиеиволевыеусилия.
Структурной единицей проблемного обучения являются:
1. Проблемная ситуация.
2. Проблемный вопрос.
3. Проблемная задача.
Создать проблемную ситуацию – значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у дошкольников эмоциональную реакцию.
Первымэтапомпроцесса решения проблемы считается поиск средств и способов действий еерешения,опираясьнаопытизнаниядошкольников.Этотэтапхарактеризуетсярастерянностью ребенка, исчерпавшего все известные емуспособы решения проблемы и не нашедшего нужного способа. Наступаетотказ от известных способов решения. На втором этапе происходит процессрешенияпроблемы.Онсостоитвоткрытииновых,ранеенеизвестныхсвязей и отношений элементов проблемы, т.е. выдвижение гипотез, поиск «ключа» крешениюпроблемнойситуации.Третийэтапрешенияпроблемы–доказательство и проверка гипотезы, реализация найденного решения. Этоозначаетвыполнениенекоторыхопераций,связанныхспрактическойдеятельностью,спостроениемсистемыдоказательств,обосновывающихрешение. Проблемный метод может быть использован в началезанятия ввидепостановки вопросаили всерединеего.
Создатьпроблемнуюситуацию–значитввестипротиворечие,столкновение с которым вызывает у дошкольников эмоциональную реакцию. Классифицировать проблемные ситуации следует сразу по двум основаниям:эмоциональномупереживаниюивидупротиворечия.Пооснованиюпереживания проблемные ситуации делятся на два типа: с удивлением и сзатруднением.Иными словами, для выхода из проблемной ситуации воспитатель должен развернутьпобуждающийдиалог.
Рассмотримпятьприемовсозданияпроблемнойситуации,развивающейкоммуникативныеумения и побуждающий диалог. Каждому приему соответствует собственноепобуждение к осознанию противоречия.
Побуждениекформулированиюпроблемы,наоборот,отиспользованного приема не зависит и реализуется одной из двух возможныхрепликповыбору:«Какаябудеттемазанятия?»или«Какойвозникаетвопрос?». Последний случай не должен смущать воспитателя, потому чтоответом на вопрос будет именно то новое знание, которое сегодня требуетсяизучить. Иллюстрацией такой нестандартной конструкции занятия являютсяфрагменты по темам: «Как насекомые могут себя защитить», «Многозначныеслова»,«Измерениеверевочкой»,«Насекомые»,«Воздухестьвовсехпредметах»,«Объемныетела», «Свойстваводы»,«Схемапредложения».
При проведении побуждающего диалога с дошкольниками необходимоучитыватьследующее.Во-первых,репликидиалогаможноупрощатьвсоответствиисвозрастомдетей.Например,фразу«Какаябудеттемазанятия?» можно заменить синонимичными словами: «О чем будем говоритьсегодня?»,«Чемумыбудемсейчасучиться?».Во-вторых,детимогутмолчатьинереагироватьнапобуждающиереплики.Вэтомслучаевоспитателюследуетпроговорить правильные ответысамому,темсамымпоказываяобразецтворческихдействийпоосознаниюпротиворечияиформулированию проблемы. В-третьих, дети могут давать ошибочные илинеточныеответы.
Педагогунужнореагироватьнанихдоброжелательно,например,репликами: «Так, кто думает иначе?», «Так, кто еще может сказать?». Перваячасть фразы показывает ребенку, что его мысль принята к сведению, а втораяпобуждаеткповторномуформулированию.
Приемы создания проблемных ситуаций.
Прием1.Проблемнаяситуациясоздаетсяодновременнымпредъявлениемдетямпротиворечивыхположений:отдельныхфактовилимнений,невозможноговжизнисочетания.Побуждениекосознаниюпротиворечияосуществляетсяследующимобразом.Припредъявлениифактовилимненийупотребляютсяреплики:«Чтовасудивило?Чтоинтересного заметили?». При использовании невозможного сочетания лучшесказать чуть иначе: «Что вас удивило? Разве так бывает?». Побуждение кформулированиюпроблемы–репликаповыбору:«Какаябудеттемазанятия?»или «Какой возникаетвопрос?».
Использованиепроблемнойситуациисодновременнымпредъявлениемдетям противоречивых положений на занятии по формированию безопасногоповедениявбытупотеме«Можнолиигратьсоспичками?»
Действияпедагога
Действиядетей
Анализ
–Расскажу вам историю. В соседней квартире живут брат с сестрой, их зовут Саша и Маша. Однажды я услышала их спор. Маша сказала, что спичками играть нельзя, а Саша твердил, что можно, если играть осторожно.
–Дети, что вас удивило в спое Саши и Маши? Что интересного заметили?
– О чем мы будем беседовать сегодня? Какая будет тема?
–Саша говорит, что играть со спичками можно, а Маша говорит, что нельзя.
–Можно ли играть со спичками?(тема).
Противоречивые мнения
Побуждение к осознанию
к проблеме
Использованиепроблемнойситуациисодновременным предъявлениемдетям противоречивых положений на занятии по формированию первичныхпредставленийобобъектахокружающегомира потеме«Зимующиептицы»
Действия педагога
Действия детей
Анализ
– Дети, какое сейчас время года?
– Что это? (показывает на кормушку, в которой еда прикрыта салфеткой).
– Зачем она нужна?
– Правильно. «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать» (убирает салфетку).
– Ребята, что вас сейчас удивило?
– Так бывает? Можно этим накормить птиц?
– О чем мы будем с вами разговаривать?
– Зима.
– Это кормушка.
Чтобы птиц кормить зимой.
Видят, что в кормушке лежит сахар кусковой и конфеты.
–В кормушке лежат сладости.
– Нет.
–Что едят зимующие птицы. Чем можно
накормить птиц (тема).
Невозможное сочетание
Побуждение к осознанию
к проблеме
Прием 2. Проблемная ситуация создается вопросом или практическимзаданием на новый материал, сталкивающим мнения детей. Вопрос задаетсяфронтально,апобуждениекосознаниюпротиворечияосуществляетсярепликами: «Вопрос был один? А мнений у вас сколько?». Практическоезаданиеможнодаватьифронтально,ипопарам.Побуждающийдиалогосуществляетсярепликами: «Заданиебылоодно?Арезультатыкакие?».
Использование проблемной ситуации с вопросом на разброс мнений назанятиипо формированиюбезопасногоповедениявлесупо теме«Знакомствосправиламиповедениявлесу»
Действияпедагога
Действиядетей
Анализ
–Правильно ли ведут себя дети в лесу? показывает картинки: «Дети слушают громкую музыку»;
«Дети играют в мяч»;
«Дети качаются на ветках деревьев»;
«Дети кричат в лесу».
– Вопрос был один, а мнений сколько?
– Чего же мы не знаем? О чем будем говорить на занятии?
– Правильно, потому что там нет людей, и они никому не мешают.
–Правильно, потому что играть в мяч безопасно: нет машин и дороги.
–Неправильно, потому что они пугают птиц и зверей, ломают ветки.
Много.
Как правильно вести себя в лесу (тема)
Вопрос на разброс мнений
Побуждение к осознанию
к проблеме
Использованиепроблемнойситуациисвопросомнаразбросмнений назанятии по формированию элементарных математических представлений потеме«Измерение верёвочкой»
Действияпедагога
Действиядетей
Анализ
КраснаяШапочкаторопитсяк
бабушке, несет корзинку с пирожками.Выберитедля неетропинку!
Показывает рисунок, на котором к домубабушки ведут три извилистых цветныхлинии.
Какаятропинкасамаякороткая?
Вопросязадалаодин,амненийунассколько?
Какой же вопрос нам надоисследовать?
Красная!
Синяя!
Желтая!
Много!
Какаятропинкасамаякороткая?(вопрос)
Вопроснаразбросмнений
Побуждение косознанию
к проблеме
Прием 3. Проблемная ситуация создается в два шага. Первым шагомвопросомилипрактическимзаданиемнановыйматериалобнажаетсяжитейское (т.е. ошибочное или ограниченное) представление детей. Вторымшагомлюбымдоступнымспособом(сообщением,экспериментом,наглядностью)предъявляетсянаучныйфакт.Побуждениекосознаниюпротиворечия осуществляется репликами: «Вы что думали сначала? А какоказываетсяна самом деле?».
Использованиепроблемнойситуациисзаданиемнаошибкуи
предъявлением факта наглядностьюна занятии по формированию первичныхпредставленийобобъектах окружающего мирапо теме«Домашниеживотные»
Действияпедагога
Действиядетей
Анализ
Дети, рассмотрите картинки и выберитесебе одну картинку, на которой изображенодомашнее животное (раскладывает на столепредметныекартинкисизображениемдикихидомашнихживотных)
Дети, а это какие животные? (на столеостались изображения крокодила, носорога,слона,верблюда, лосяи медведя)
А теперь посмотрите сюда (показываеткартинку,накоторойчеловекоколоюртыпоитверблюда)
Ктоухаживаетзаверблюдом?
Значит,это,какоеживотное?
Высначалакакдумали?
Анасамомделе, какое?
Кто догадался, о каких животных мыпродолжимговорить?
Выбирают ирассказывают:
Этокошка,это
домашнееживотное.
Этолошадь,это
домашнее животное ит.д.
Дикие.
Рассматриваюткартинку
Человек.
Домашнее.
Верблюд – это дикоеживотное.
Верблюд–домашнееживотное.
О домашних животных(тема)
задание
на ошибку
предъявлениефактанаглядностью
побуждениекосознанию
Прием 4. Проблемная ситуация создается практическим заданием, невыполнимымвообще.Побуждениекосознаниюпротиворечияосуществляетсярепликами:«Высмогливыполнитьзадание?Вчемзатруднение?».
Использование проблемной ситуации с практическим заданием, невыполнимымвообще назанятиипо формированиюэлементарныхматематическихпредставлений потеме«Объёмныетела»
Действияпедагога
Действиядетей
Анализ
Поиграем в игру «Чудесныймешочек»:доставайтеиназывайте.
Пошел дождик! Надо прятаться!(дает «домик» – ящик с узкойпрорезью)
Спрячьте квадрат… (называет поочереди плоскостныефигуры)
Спрячьтекуб,спрячьтешар.
Высмоглиспрятатькуб ишар?
Вчемзатруднение?
Какойвозникаетвопрос?
Называют плоскостныефигуры (квадрат, круг,треугольник)и
геометрические тела (куб,шар), прячут фигуры впрорезьящика,испытываютзатруднение.
Несмогли.
Они не пролезают! Узкоочень!
Почему куб и шар непролезают?(вопрос)
Невыполнимоезадание
побуждениек осознаниюкпроблеме
Прием 5. Проблемная ситуация создается практическим заданием, несходнымспредыдущим.Побуждениекосознаниюпротиворечияосуществляетсярепликами:«Высмогливыполнитьзадание?Вчемзатруднение?Мыумеемэтоделать?».
Использованиепроблемнойситуацииспрактическимзаданием,несходным с предыдущими,на занятии по конструированию из бумаги в технике оригами по теме «Кораблик»
Действияпедагога
Действиядетей
Анализ
Дети,какоевремягоданаступило?
Правильно, прошла зима, ушлизимние забавы, дети накатались насанках,коньках илыжах.Аскажите,какиеразвлечениябываютвесной?
Посмотрите, что делают дети?(показываеткартину,накоторой
дети запускают бумажные корабликипоручейкам).
Я приготовила вам сюрприз(достает из–за ширмы тазик с водой,вкотором плаваетбумажный
кораблик).
Чтоэто?
Изчегоонсделан?
Хотитесделатьтакойже?
Пойдемтезастолы.
Вотвамбумага,делайтекораблик.
Высмогливыполнить?
Весна.
Можно кататься нароликах.
Навелосипеде.
Можнополужампрыгать.
Пускаюткорабликипоручейкамрадуются.
Этокораблик.
Избумаги.
Да.
рассаживаютсяпоместам, испытывают затруднение.
Нет
Несходноезадание
побуждение
Методрешенияпроблемныхзадачпозволяет дошкольникам проникнутьсясложившейся ситуацией, найти путиеерешения.Ребенокстремитсякзнаниям,асамоусвоениезнанийпроисходитчерезмногочисленные«зачем?»,«почему?»,«как?».Онвынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найтивозможныйпутьдля ответана вопрос.
Постановка проблемной задачи и процесс ее решения происходит всовместнойдеятельностивоспитателяидетей,азначит,черезкоммуникативноеразвитие,направленноенаусвоениенормиценностей,принятыхвобществе,развитиеобщенияивзаимодействияребенкасовзрослымиисверстниками;становлениесамостоятельности,целенаправленностиисаморегуляциисобственныхдействий;развитиесоциальногоиэмоциональногоинтеллекта,эмоциональнойотзывчивости,сопереживания,формированиеготовностиксовместнойдеятельностисосверстниками,формированиеуважительногоотношенияичувствапринадлежностиксвоейсемьеиксообществудетейивзрослыхворганизации; формирование позитивных установок к различным видам трудаи творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме,природе.
Работу по коммуникативному развитию следует начинать как можнораньше,таккаккачества,привитыесдетства,всегдаоказываютсяоченьпрочными и активно воздействуют на весь процесс дальнейшего развитияличности.
Используемая литература:
1. Федеральная образовательная программа дошкольного образованияразработана в соответствии с Порядком разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2022 г., регистрационный № 70809).
2. Бабаева,Т.И.Общениеребенкасосверстникамикакпространство социального развития старших дошкольников [Текст] / Т. И.Бабаева//Детский сад. –2011.- №1.– С.18.
3. Богомолова, М. И. Интернациональное воспитание дошкольников[Текст]/М.И.Богомолова. -М.:Просвещение,2014.– 154с.
4. Бычкова, С. С. Формирование умения общаться сосверстникамиустаршихдошкольников [Текст]/С.С.Бычкова.-