Педагогическое сообщество

«Созидательный педагог»

 

Конспект организованной образовательной деятельности

 образовательная область «Познавательное развитие»

раздел «Ознакомление с социальным миром»

   Тема: «Башкортостан – мой край родной»

       возрастная группа:  средняя группа

 

Задачи:

Образовательные:      

 -Уточнить и закрепить знания о государственной символике Республики Башкортостан;

 - Закрепить знания о животном мире республики Башкортостан;

 - Продолжать учить соотносить прилагательное с существительным, активизировать словарь детей;

- Учить составлять узор на ковре, используя элементы башкирского орнамента

  Развивающие:

      - Развивать диалогическую речь путем активного участия в беседе;

- Развивать интерес к культуре родного края;

 -Развивать внимательность.

Воспитательные:

   - Воспитывать патриотические чувства, эстетическое отношение к быту и культуре Башкортостана,  уважительного отношения к символам (флаг, герб, гимн);

  

Раздаточный материал: Элементы башкирского орнамента из фетра по количеству детей.

Демонстрационный материал: Иллюстрации с изображением башкирских городов, ваза с цветами, изображение флага, герба Республики Башкортостан, запись мелодии курая, панно «Животные родного края», ковер.

       

Ход организованной образовательной деятельности.

Дети стоят на коврике. Воспитатель встречает их в башкирском национальном костюме.

Воспитатель: Здравствуйте дети! Я рада вас видеть. (на русском и на башкирском языках)

 Дети. Дети, давайте поприветствуем друг друга.

Пальчиковая игра «Здравствуй»

Здравствуй, добрый родничок! (руки в стороны)

Утром в гости нас зовет (растопырить пальцы и сжать)

Детский сад –второй наш дом (покачиваем руки)

Хорошо мы в нем живем (руки вперед и показать класс).

 Воспитатель: Молодцы, присаживайтесь на стульчики и послушайте внимательно, что я вам сейчас прочитаю:

 Башкортостан

Башкортостан-республика моя!

Люблю твои зеленые края,

Твои высокие горы, голубые озёра.

Все, что связано с тобой-

Это край любимый мой.

Этот край родной люблю

в сердце бережно храню.

Воспитатель: О чем это стихотворение?

Дети: Про Башкортостан, про нашу республику.

Воспитатель: Правильно, сегодня мы будем говорить о нашей Родине. Республике  Башкортостан исполнилось 100 лет.

Воспитатель: Дети, у нашей республики есть государственный гимн, герб и флаг.

Посмотрите на доску, здесь мы видим флаг Республики Башкортостан.

Воспитатель: Какие цвета вы видите на флаге?

Дети: Синий, белый, зеленый          

Воспитатель:  Правильно, а что еще вы видите?

Дети: Цветок курая

Воспитатель:  Да дети, это цветок курая. Он символизирует единство народов, проживающих на территории Республики Башкортостан.

Воспитатель:  У каждого цвета флага есть свое обозначение. Синий цвет- это безоблачное мирное небо. И у синего цвета есть свое задание для вас.

Воспитатель: Вы готовы все вместе, дружно выполнить его?

Дети: Да, готовы.

 Воспитатель: В Башкортостане есть много красивых городов. Давайте соберем букет из красивых слов о городах нашей республики. Мы с вами поиграем в игру, которая называется  «Букет красивых слов». Сейчас я объясню правила: нужно взять открытку с видом города и цветок. Со словами например: город Уфа красивый, нужно поставить цветок в вазу.

Дети подходят берут по одному цветку, называют город, и красивое слово-прилагательное; например –город Туймазы любимый и ставят цветок в вазу.

Воспитатель : Город Уфа, большой город, это столица нашей Республики Башкортостан.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы выполнили 1 задание, присаживайтесь на стульчики.

Воспитатель берет белую полоску флага.

Воспитатель: Белый цвет – означает воздух, чистоту души народа. У белого цвета тоже есть задание для вас.

Природа Башкортостана разнообразна. Есть у нас озера, реки, горы, красивые леса, поля. Вам нужно правильно разместить животных, птиц, рыб живущих в нашей Республике на панно. Будьте внимательны.

Дидактическая игра «Животные родного края» на панно

Воспитатель: Молодцы, ребята! Справились со вторым заданием.

Звучит мелодия курая.

Воспитатель: Дети, вы слышите музыку? Это звучит мелодия курая. (на экране появляется цветок курая)

Воспитатель:

Здесь все прекрасно и земля и небо,

Любовь моя - мой соловьиный край

Мне жаль того, кто здесь ни разу не был,

Мне жаль того, кому не пел курай.

 Воспитатель: Что вы видите на экране?

Дети: Цветок курая

 Воспитатель: Правильно. Соцветие курая – это растение. Символ Республики Башкортостан. Из его стебля сделан музыкальный народный инструмент – курай (на экране появляется рисунок музыкального инструмента).

Воспитатель : Дети, хотите поиграть в игру «Передай курай по кругу»?

Дети: Да, хотим.

Подвижная игра «Передай курай по кругу»

Воспитатель: Дети, у нас остался зеленый цвет флага, который означает веру в жизнь. Зеленый цвет вам дает последнее задание. 

Башкирский народ славится мастерами и народными умельцами. Они шьют костюмы, полотенца, ткут ковры и украшают их национальными узорами и орнаментами. Проведем игру «Собери ковер» (создать башкирский ковер). Присаживайтесь на свои места.

Дети за столами украшают ковер башкирским орнаментом из фетра.

Воспитатель: Молодцы ребята, все справились.

Воспитатель: Вы  выполнили все задания, которые приготовил нам флаг Республики Башкортостан. А какой красивый ковер у нас получился. Вы настоящие мастера.

Воспитатель: Что нового вы сегодня узнали?

Что бы вы хотели пожелать нашей республике Башкортостан?

Воспитатель: Дети, вы сегодня большие молодцы, очень хорошо поиграли  и позанимались. Мне тоже хочется пожелать, нашей республике Башкортостан – процветания, мира и взаимопонимания. Всем спасибо!