Педагогическое сообщество
«Созидательный педагог»
Экологическое воспитание дошкольников старшей группы
(из опыта работы)
Всё хорошее в людях — из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Жизненная позиция человека формируется с детства. Поэтому так важно заложить в детях основы экологической культуры тогда, когда развитие внутреннего мира человека происходит особенно быстро. Детские впечатления влияют на всю последующую жизнь человека: его поведение, поступки и экологическую этику.
Любовь к природе подразумевает не только пассивное созерцание (не портить, не уничтожать, бережно относиться), но и созидание (выращивать, защищать, охранять).
Работая в старшей группе я поставила перед собой следующие задачи: это не только дать детям экологические знания, а прежде всего сформировать у них первые представления о целостности природы и о связи человека с природой (человек не может прожить без природы, которая является его «домом» и «домом» животных и растений) , о самых простых природных взаимосвязях(одни животные и растения обитают в лесу, а другие – в озерах, третьи – на лугу); помочь детям установить элементарные причинно- следственные взаимосвязи в природе(птицы улетают на юг, потому что исчезает корм), между состоянием объектом природы и окружающей среды (растениям нужна вода, свет, почва, животным – вода, пища, при этом пища бывает разной, а вода нужна всем) и содействовать развитию личности ребенка в процессе познавательно – исследовательской деятельности. С точки зрения экологического воспитания наибольшее значение имеют утренние часы (до завтрака), когда дети приходят из дома, - это самое подходящее время для проведения мероприятий в уголке природы, на цветнике, на участке детского сада. Работая в уголке природы, дошкольники учатся видеть, какие условия необходимы растению, учатся определять, чего ему не хватает в данный момент, учатся практически выполнять трудовые действия, впервые овладевают орудиями труда. Мое общение с детьми сводится к доброжелательному пояснению, четкому показу, помощи в каждом случае, когда ребёнок затрудняется в чем- то. И обязательно я всегда нахожу возможность похвалить ребёнка, причём не один, а несколько раз на протяжении всего мероприятия: в начале похвала вселяет уверенность в ребенке, в середине - это похвала-поддержка, в конце - главная похвала, как итог хорошего поступка, который совершил ребенок. Такое педагогическое общение в совместной деятельности по созданию условий для комнатных растений очень быстро повышает экологическую воспитанность детей.
В этом возрасте не важно, чтобы ребенок запомнил все названия растений, гораздо важнее, чтобы дети понимали, как много разных растений существует даже в ближайшем окружении, и бережно к ним относились. Дети старшего возраста уже могут различать некоторые части растения (лист, корень, цветок. плод), понимают, чем дерево отличается от куста. В совместной деятельности формирую первые представления о взаимосвязи компонентов живой и неживой природы: «Мы поливаем растение, так как без воды оно погибнет» на конкретных примерах знакомлю со значением природы в жизни человека: объясняю необходимость ее охраны, например в течении дня обращаю внимание детей на использование воды: моем руки, помощник воспитателя моет посуду. пол, повар готовит обед, мы пьем чай и т.д. Затем обсуждаем с детьми, откуда берется вода в детском саду, где можно найти воду в природе. Что будет, если мы не будем экономить воду.
Большую работу по экологическому воспитанию провожу на прогулках. Систематически провожу наблюдения за погодой: дети ежедневно рассматривают небо, уточняют характер осадков, наличие ветра или его отсутствие, по одежде определяют степень тепла или холода. Наблюдая за окружающей природой, дети начинают понимать, что хорошо, а что плохо, отличать доброе от злого, учатся чувствовать красивое и некрасивое. В ходе наблюдений у детей сформировалась наблюдательность, стойкий интерес к природе, представления об особенностях растений и животных. Дети задают множество самых разных вопросов, всегда стараюсь ответить на них, поддержать интерес ребенка к тому, о чем он спрашивает. Стараюсь, чтобы дети получали ответы не всегда в готовом виде, а искали ответы на свои вопросы в экспериментально – исследовательской деятельности.
(Может ли шишка или лист утонуть в реке? Ответ не даю, а предлагаю это проверить, но предварительно всегда спрошу:- А как ты думаешь?
А затем точку зрения малыша проверяем с помощью опыта). Дети нередко проявляют жестокое отношение к животным и растениям. Это прежде всего связано с развитием исследовательских интересов (им просто интересно узнать, что внутри у дождевого червяка).Я не просто запрещаю что – то делать, а объясняю смысл запретов на понятном для детей языке: «Ломать ветки нельзя, так как дереву будет больно. Нельзя пинать ногой кошку, ведь тебе неприятно, если будут делать это с тобой» и т.д. С сезонными изменениями дети знакомятся прежде всего на прогулке. Обычно всегда у детей спрашиваю, что изменилось на нашем участке, выслушиваю ответы детей и затем с помощью наводящих вопросов перехожу к запланированному наблюдению. Заполнение календаря природы - еще одно дело повседневной жизни, которое провожу после прогулки. С детьми регулярно фиксируем погоду. Помогаю детям после прогулки отыскать картинки с явлениями природы, которые наблюдали на улице и выставляем их в нужный день – вагончик. Таких вагонов семь, поэтому с детьми можем сравнить погоду в течение недели. Учу детей не только замечать состояние погоды, но и видеть такие явления как туман, иней, гололед, роса.
Работу по экологическому воспитанию продолжаю и во второй половине дня. В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям. Беседы стараюсь свести к минимуму, так как для ребенка старшего возраста важно все потрогать, погладить, рассмотреть. Всегда помню, что мой рассказ не должен быть длинным, всегда задаю детям вопросы и даю возможность детям сообщить об их собственном опыте. Рассказывая о жизни белочек, предлагаю «превратиться» в этих животных, попрыгать как белочка, найти на картинке елочку, на которой бы елочка могла жить. Для ознакомления с животными, растениями использую различные дидактические: «Чьи это детеныши?», «Кто лишний», «Что где растет?», «Когда это бывает» и подвижные игры.
Для того, чтобы познакомить детей с развитием растений весной сажаем огород. Перед посадкой мы рассматриваем семена через лупу и обсуждаю с детьми, что же понадобится нам для того, чтобы из такого семечка выросло растение. А затем обобщаю ответы детей. Наблюдая за ростом растений делаем совместно с детьми простые зарисовки, которые потом помогают воспроизвести процесс развития растений.
В своей работе использую художественное слово: это прежде всего небольшие по содержанию сказки и рассказы о животных, растениях, которые дети с удовольствием слушают.
Особое место занимает непосредственно образовательная деятельность. Это прежде всего занятия по познавательному развитию, где дети получают первые представления о компонентах неживой природы: воде, воздухе, камнях, песке. Глине, почве. Именно на этих занятиях дошкольники получают возможность удовлетворить присущую ему любознательность (Зачем? Как? Что будет, если?). Во время опытов всегда стараюсь быть для детей не наставником, а равноправным партнером, что позволяет детям проявить собственную исследовательскую активность. Работа по экологическому воспитанию введется и на занятиях по речевому развитию, (это темы «Овощи», Фрукты», рассматривание картин о животных, придумывание рассказов и т.д.), физическому (дети превращаются в животных во время общеразвивающих упражнений и подвижных играх, продолжают знакомиться с повадками и образом жизни этих животных)и художественно - эстетическому развитию (рисуем цветы, животных, инсценируем сказки, поем песни и танцуем танцы; осенью проведен экологический праздник «Путешествие в осенний лес», где дети превратились в белочек, лисичек, зайчикови вспомнили правила поведения в лесу).
И в заключение хочу сказать, что наряду с традиционными формами и методами экологического воспитания в своей педагогической деятельности(беседы, наблюдения, чтение литературы) я стараюсь применять и инновационные формы и методы.
Содержанию сюжетно – ролевых игр я придаю экологический характер: «Путешествие в лес», «Зоологический магазин», «Ветлечебница», «Витаминный обед» и т.д.
Использую такой игровой прием, как получение писем жалоб от жителей леса, сада, огорода. При получении такого письма, дети задумываются над его содержанием и решают, как можно помочь. Тому или иному живому существу.
Начала проводить такую игру «Что будет, если (исчезнут птицы, каждый день будут идти дожди; что будет, если не тушить костер в лесу и т.д. и «Как бы ты поступил, если бы встретил бездомного щенка, выпавшего из гнезда птенца, и т.д.).
Применяю в работе и игровые обучающие ситуации: «Незнайка знакомится с комнатными растениями», «Винни Пух идет на луг за медом».
Иногда применяю метод экологической идентификации: «Я – муравей», «Я – цветок», «Я – сломанная ветка»,это помогает ребенку понять, что растение живое существо, оно страдает, когда ему больно.
Использую в своей работе мнемотехнику. Использовала такие мнемотаблицы: «Путешествие капельки», «Зима», «Расскажи о животном».
Разрабатываю проекты: «Огород на окне», «Береза».
Считаю, что экологическое направление в работе с дошкольниками, перспективная, наиважнейшая задача. И в процессе решения этой задачи мы сможем воспитать экологически грамотного человека, способного любить, ценить и рационально использовать природное богатство.