Педагогическое сообщество
«Созидательный педагог»
Использование кинетического песка в работе педагога-психолога.
Игра с песком – одно из любимых занятий детей с раннего возраста. Она несет много новых положительных эмоций, позволяет создать немало развивающих заданий. Огромное значение песочной терапии заключается в том, что ребенок интересным, простым способом может построить целый мир, ощущая себя его творцом. Песочная терапия для детей – прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих способностей, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания. Это важно учитывать в работе с дошкольниками с нарушениями речи, поскольку для эмоциональной сферы данных детей характерны бедность переживаний. Ребенок с особенностями развития чаще всего пассивен в игре, она не всегда для него становится моделью приобретения социального опыта. Это объясняется тем, что у детей слабо развиты потребности в новых впечатлениях, любознательность, познавательные интересы. Их деятельность и поведение подвержены влиянию ситуации и внешних воздействий. Именно во время занятий с кинетическим песком происходит коррекция эмоционально волевой сферы детей, где на первый план выступает развитие коммуникативных навыков посредством тренировки тактильной чувствительности и повышения познавательной активности детей. Кинетический песок как терапевтическое средство способствует снятию симптомов тревожности, гиперреактивности, замкнутости, формированию умения выражать чувства, повышению самооценки. Кинетический песок развивает мелкую моторику рук, благоприятно влияет на тактильные ощущения, успокаивает и расслабляет мышцы рук. Правильно подобранные игры и упражнения с песком способствуют снятию психоэмоционального напряжения, а также развитию межполушарного взаимодействия. В процессе занятий с кинетическим песком с дошкольников с нарушением речи решаются следующие задачи: – происходит регуляция психоэмоционального состояния ребенка: ребенок учится владеть своими эмоциями и через игру избавляться от негативных переживаний; – регулируются детско-родительские отношения; – формируется эмоциональная адекватность в контактах с окружающими; – развивается желание ребенка узнавать новое, экспериментировать и работать самостоятельно; – тренируется тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта»; 57 – развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика. В работе используются различные игры и упражнения с кинетическим песком, превращающие коррекционно-развивающее занятие в интересную и увлекательную игру, в которой дети, эмоционально раскрепощаясь, активно и свободно выражают свои эмоции и настроение. В работе с детьми использую следующие игры и упражнения с песком: «Пишем, рисуем». На гладкой поверхности песка палочкой можем писать буквы, рисовать. Делаем отпечаток буквы и даем ребенку задание нарисовать такую же букву палочкой. «Что изменилось». Ребенок рисует на поверхности песка любую несложную картинку, затем показывает ее взрослому, а сам в это время отворачивается. Взрослый дорисовывает некоторые детали и показывает полученное изображение ребенку. Малыш должен заметить, что изменилось в картинке. «Сосчитай». Кроме букв, таким же способом можно осваивать счет. Лепим из песка пряники, зовем гостей (различные игрушки) – считаем сколько пришло гостей и сколько у нас пряников. Данная игра обучает ребенка порядковому счету.
Игра с кинетическим песком «Большой – маленький»,«Строители». Очень часто в процессе игры дети создают из песка различные песчаные скульптуры и постройки (дополнительно можно использовать специальные формочки), при использовании цветного песка песочные замки будут цветными, рыбки и морские обитатели пестрыми, как в настоящем море, а на весеннем лугу будут порхать разноцветные бабочки. «Какой длины». Лепим несколько гусениц из песка и определяем, какая из них длиннее, а какая короче. «Сенсорная коробка». С помощью кинетического песка можно оборудовать множество интересных сенсорных коробок – посадить огород, построить ферму и заселить ее животными, все зависит только от вашей фантазии. Действительно, действует завораживающе, когда сидишь, перебираешь-пересыпаешь песочек из руки в руку и наблюдаешь, как он «убегает», просачиваясь сквозь пальцы. «Веселая ферма». Данная игра поможет ребенку в развитии умения классифицировать, внимания, памяти. В заключение хотелось бы отметить, что такая нетрадиционная форма работы с дошкольниками, как использование кинетического песка в коррекционно-развивающей работе психолога, показывает устойчивые положительные результаты.