Педагогическое сообщество

«Созидательный педагог»

Статья «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. «За» или «Против»?

 

Финансовая грамотность – навык, который необходимо формировать, начиная с дошкольного возраста. Но работая в системе дошкольного воспитания, могу с уверенностью сказать, что большинство родителей не считает нужным знакомить своих детей с системой денежных отношений, по их словам, «так рано».

Но дети растут. И, несомненно, каждому родителю хочется, чтобы его ребенок в будущем стал успешным и независимым в финансовом плане. Занятия финансовой грамотностью помогут ребенку подготовиться к жизни, понять азы экономики и сформируют базовые экономические представления.

Современные дети знают уже с 4-5 лет, что такое деньги, сталкиваясь, например, с тем, что игрушка в детском магазине слишком дорогая, или же получив на свой День рождения конверт с купюрами. Психологами доказано, что в дошкольном возрасте закладываются такие черты личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые так необходимы для становления финансово грамотного человека. Поэтому так важно, на мой взгляд, именно с этого возраста начать взращивать в детях правильное отношение к финансам.

В своей работе я начинаю плавно знакомить дошкольников с финансами — с помощью бесед, рассказов, сказок объясняю детям, что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны в повседневной жизни. Такие известные всем сказки, как «Морозко», «Хаврошечка», «Лисичка со скалочкой», «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, можно рассмотреть с финансовой стороны. Проблемные ситуации, содержащиеся в сюжете сказок, развивают логику и нестандартность мышления дошкольников. В результате дети усваивают, что расходы могут «полезными» и «бесполезными», что такое хозяйственность и деловая жилка, о том, что тратить нужно меньше денег, чем зарабатываешь, а высокий стабильный доход открывает совсем другие возможности в жизни. На данном этапе ребенку важно понять, что неправильное обращение с финансами может привести к разорению.

Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Магазин», «Кафе», «Парикмахерская», «Шиномонтаж» - самые доступные и понятные способы преподавания концепции денег для детей-дошкольников именно потому, что дети в реальной жизни являются свидетелями и участниками общественной жизни. Через игру дети расширяют свой кругозор, формируют в себе такие качества, как самостоятельность, ответственность и хозяйственность, которые непременно помогут во взрослой жизни. Отлично, если в семье родители дают детям возможность поучаствовать в принятии финансовых решений, например, просят ребенка помочь сравнить цены и найти продукт подешевле, развивая тем самым организаторские навыки в ребенке.

В формировании финансовой грамотности воспитанников не последнее место занимают настольные игры: «Дорого-дешево», «Денежная баночка», «Положи монетку в копилку», экономическая игра «Путь к успеху» и т.д. Дети с удовольствием включаются в игру, учатся принимать взвешенные решения и управлять своим доходом. А для семейного времяпровождения можно посоветовать приобрести такие игры, как «Монополия», «Денежный поток» или «Фиксиномика». С помощью них дети научатся договариваться, вести собственный бизнес, местами хитрить и думать на два шага вперед.

Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в дошкольном возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

Таким образом, выявляется следующая закономерность в получении детьми знаний и представлений о финансах: понимание денег и путей их использования; знание, откуда приходят и куда уходят деньги.