Педагогическое сообщество

«Созидательный педагог»

Сценарий предновогоднего тренинга с педагогами «Добрый Санта для внутреннего ребенка»

 

Цель: помочь педагогам найти ресурсы и наладить контакт с собой, подвести итоги; провести профилактику профессионального выгорания.

Вступительное слово «Мой внутренний ребенок»

Педагог-психолог:

Здравствуйте, дорогие коллеги! На Новый год мы готовим утренники для детей и их родителей и в суматохе забываем о собственном ощущении чуда, о личном предчувствии волшебства. То есть мы забываем о своем внутреннем ребенке.

Сегодня я приглашаю вас исправить эту несправедливость. Мы проведем несколько упражнений. Они позволят нам вспомнить особое ощущение непосредственности, которое было свойственно тем детям, кем мы когда-то были сами. Ведь, несмотря на то что мы давно выросли, это ощущение по-прежнему помогает нам держаться на плаву, быть творческими и живыми. Начнем? Если вы готовы, то предлагаю начать со знакомства с этой частью себя.

Упражнение «Погружение в детство»

Педагог-психолог:

Сейчас я предлагаю вам взять ручку или карандаш в неведущую руку, то есть правшам – в левую, а левшам – в правую. Нарисуйте этой рукой на листе занятие или игру, которую вы очень любили в детстве. Мы задействуем неведующую руку, чтобы помочь вам отключиться от своей «взрослой» части, которая нас контролирует, и погрузиться в детские воспоминания.


Педагоги рисуют неведущей рукой занятия и игры. Педагог-психолог следит, чтобы они не помогали себе ведущей рукой.

Педагог-психолог:

Поделитесь, пожалуйста, вашими ощущениями.


Педагоги обсуждают эмоции во время рисования. Педагог-психолог просит их подробнее рассказать о любимых в детстве играх.

Упражнение «Знакомство с внутренним ребенком»

Педагог-психолог раздает педагогам карточки с изображениями детей. Скачайте их ниже и распечатайте в двух экземплярах, чтобы все педагоги выбрали себе те из них, которые подойдут лично им. Также для упражнения подойдут метафорические карты, например, из колод «Из сундука прошлого», «Обыкновенное чудо», «Она».

Карточки с изображением детей

Педагог-психолог:

Перед вами набор карточек. Они – зрительный стимул для вашей фантазии и памяти. Выберите ту из них, которая чем-то похожа на вашего внутреннего ребенка. Возможно, она будет связана с каким-то событием из вашего детства. Или она создает ощущение, что с героем картинки вы чем-то похожи. Поделитесь, почему именно эта картинка вам близка?


Педагоги выбирают по одной карточке. Каждый обосновывает свой выбор, например: «Я всегда очень ждала подарков, как эта девочка»; «Я мечтала о таком воздушном змее».

Педагог-психолог:

Теперь я задам вам несколько вопросов. Картинка, которую вы выбрали, поможет вам ответить на них. Подумайте и запишите ответы на эти вопросы.


Педагог-психолог раздает педагогам бланки с вопросами о внутреннем ребенке и просит заполнить их. Пока педагоги размышляют, он зачитывает вопросы из бланка вслух. По желанию педагоги озвучивают свои ответы.

Упражнение «Монстрики-страшилки»

Педагог-психолог:

Внутренний ребенок – это часть нашей личности, которая хранит в себе все воспоминания, чувства, потребности, реакции, отношение к себе и к другим, модели поведения, которые сохранились у нас из детства. Теперь, когда мы соприкоснулись со своей детской частью, давайте отнесемся к ней бережно, позаботимся о ней как взрослые.

И в детстве, и потом каждый из нас чего-то боялся, за что-то себя ругал. Сейчас с нашими страхами и тревогами нам помогает справляться сила воли или рациональность. Однако наша детская часть беззащитна перед ними.

Подумайте над тем, какие ваши тревоги и опасения связаны с началом нового года? Возможно, они будут звучать, как «У меня ни за что не получится наладить свой режим», или «Вряд ли я смогу съездить в отпуск в новом году», или как-то еще. А теперь давайте выполним упражнение. Представьте себе некое существо, которое навязывает вам эти страхи, – пусть это будет чудовище, монстрик. Возьмите лист бумаги и карандаши, схематично нарисуйте его.


Педагоги рисуют монстриков, педагог-психолог засекает время – около трех минут. При необходимости он помогает педагогам, подсказывает: монстрикам можно нарисовать рога, перепончатые крылья, мощный хвост.

Педагог-психолог:

Посмотрите на своего монстрика и подумайте, действительно ли он так страшен? Как вы считаете, с какой целью он вас пугает? А теперь попробуйте довести изображение до абсурда! Добавьте смешных или несуразных деталей, замаскируйте устрашающие части рисунка.


Педагоги отвечают на вопросы по желанию. Затем педагог-психолог демонстрирует им примеры добрых монстриков. Педагоги делают своих монстриков добрыми, смешными.

Добрые монстрики

Педагог-психолог:

Поменялся ли голос монстрика в вашем воображении? Если нет, то попробуйте представить, что этот голос становится мультяшным. Представьте, что монстрик озвучивает ваши изначальные опасения своим новым голосом. Что происходит с вашими ощущениями?


Педагоги делятся впечатлениями. Педагог-психолог задает им наводящие вопросы, чтобы выяснить, стал ли меньше страх. Если он не становится меньше, педагог-психолог просит попробовать еще; если и это не помогает, рекомендует прийти на консультацию.

Упражнение «Коробка воспоминаний»

Педагог-психолог раздает педагогам карточки «Теплое воспоминание». Распечатайте их в количестве, в два-три раза большем, чем количество педагогов на тренинге.

Педагог-психолог:

А теперь давайте подведем итоги года – вместе сделаем коробку теплых воспоминаний! Возьмите от одной до трех карточек и запишите на них любые ресурсные воспоминания, которые были связаны с профессиональной сферой в уходящем году. Карточки мы поместим в нашу коробку.


Педагоги вспоминают, что хорошего произошло за год. Педагог-психолог подсказывает им: «Какие достижения случились в этом году?», «Какое событие принесло радость?» Затем педагоги складывают все карточки в яркую коробку и по очереди наугад вытаскивают и зачитывают их.

Заключительная часть «Пожелания на Новый год»

Педагог-психолог показывает педагогам ватман, на котором нарисована елка, и предлагает ее украсить шариками из бумаги с пожеланиями. Скачайте шарики в конце статьи.

Педагог-психолог:

Наш тренинг подходит к концу. И сегодня как никогда будет уместно попрощаться с помощью пожеланий. Посмотрите на доску – на ней нарисована елочка. Давайте по очереди украсим ее шариками с пожеланиями нашему коллективу. Подходите, вырезайте и приклеивайте шарики, записывайте на них новогодние пожелания себе и коллегам. Ведь в Новый год пожелания обязательно сбываются!