gallery/книги

Педагогическое сообщество

«Созидательный педагог»

Интегрированное занятие по развитию речи в средней группе. Тема «Путешествие по следам весны».

Эсауленко Виктория Александровна, воспитатель МДОУ №120.

Цель: развитие речи по теме «Ранняя весна».

Задачи:

Образовательные:

расширять представления о весне как времени года;

учить составлять предложение по лексической теме «Весна» с опорой на картинки;

продолжать закреплять способы создания изображения из готовых бумажных форм.

Развивающие:

обогащать словарный запас по весенней тематике: проталины, капель, почки, подснежники;

активизировать словарный запас прилагательных: весеннее, тёплое, ласковое, доброе, красное, жёлтое, яркое;

учить согласовывать слова в словосочетании существительное + прилагательное.

развивать логическое мышление через установление причинно-следственных связей в природе;

развивать фантазию, эстетический вкус, аккуратность во время работы клеем.

Воспитательные:

воспитывать бережное отношение к природе: не рвать редкие виды растений.

Интеграция областей: Речевая, познавательная, художественно-эстетическая.

Материалы и оборудование: запись звуки капели и ручья, мольберт для карточек, картина с изображением весны, следы с заданиями, для продуктивной деятельности: бумажные заготовки для аппликации «подснежник».

Предварительная работа: Наблюдения на прогулке за явлениями живой и неживой природы, рассматривание иллюстраций по теме, чтение стихов и загадок о весне.

Ход образовательной деятельности.

1. Орг. момент

Звучит капель и звук бегущего ручья.

- Ребята, вслушайтесь в звуки, что вы слышите? В какое время года это можно услышать? Кто оставил следы в нашей группе? (Ответы детей).

- Я хочу рассказать вам сказку о том, как поссорились весна и солнышко. Встречались весна и солнышко и вместе к людям приходили, тепло и радость дарили, а тут вдруг заспорили, кто из них главный. Солнце говорит: «Я землю согреваю, теплом зиму прогоняю», а весна: «Я и без тебя зиму прогоню». Обиделось солнышко и ушло. А весна, как ни старалась, не смогла победить зиму и пошла к солнышку, да только разбудить солнышко не смогла. Неужели эта сказка так плохо закончится? Что произойдёт, если они не помирятся и солнышко не выйдет? (Ответы детей).

 - Как мы можем весне помочь? Как мы найдём дорогу к солнышку? (По следам).

2. Составление предложений по картинкам.

 - Каждый шаг - след – это примета весны. Мы пойдём от следа к следу, будем следовать за весной и соберём её приметы. (На полу разложены следы, на каждом загадка, снизу - картинка: сосулька, ручей, проталины, ветка с почками, подснежник.)

Загадываю загадки, задаю вопросы, дети отгадывают и проверяют свои догадки по картинкам, составляют предложения о весенней примете.

- С крыш повисли сосульки, и началась капель. Почему называется капель?

- Побежали по дорожкам ручейки. Какие? (Весёлые быстрые весенние).

- Снег стал таять и появились первые чёрные проталины. Что это такое?

- На ветках деревьев и кустарников набухли почки.

- На проталинах распустились подснежники.

Воспитатель: Вот мы и собрали приметы весны. (Выкладывает на мольберт картинки).

3. Игра «Соедините»: весна и сосулька, весна и ручей, весна и проталина, весна и подснежник. (весенняя сосулька, весенний ручей и т. д)

- Следы нас привели к домику. Кто в нём живет? (картинка солнышка) Вот мы и дошли до солнечного домика. Пока мы шли, собрали все приметы весны. Только вот куда в нашем картинном рассказе солнышко поставить: в начале или в конце рассказа? (В начале).

- Почему? (Ни сосулек, ни проталин, ни ручейков не было бы, если бы солнышко всё не согрело).

Воспитатель: Чтобы оно вышло, надо его похвалить.

4. Игра «Солнышко весной».

-  Какое оно, солнышко, весной? (Тёплое, круглое, яркое, красное, весёлое, лучистое, весеннее).

5. Физминутка: «Выйди, выйди солнышко»

Воспитатель даёт «солнышко» одному из детей, который находится в центре круга детей, дети вместе поют и показывают.

«Выйди, выйди, солнышко!

Мы посеем зёрнышко.

Скоро вырастет росток,

Потянется на восток.

Перекинется мосток.

Мы по мостику пойдём

В гости к солнышку придём».

7. Составление рассказа 2-3 детьми по опорным картинкам.

Беру в руки солнышко:

-Надо помирить весну и солнышко. Давайте расскажем солнышку, что будет, если они помирятся. (Дети составляют рассказ).

- Солнышко, послушай, какой рассказ о весне у ребят получился, но без тебя никак не обойтись, ты главное. С тебя и рассказ начинается. Понравились ли ваши рассказы солнышку? Почему?

8. Продуктивная деятельность.

- Солнышку понравились ваши рассказы, помирится оно с весной, согреет землю, распустятся подснежники. Наберу я их целую корзину. Как вы думаете хорошо это или плохо? ( Хорошо/плохо.). Почему?

- Подснежники люди срывают и их становится всё меньше, их даже занесли в Красную книгу: это такая книга, в которую записывают исчезающие растения и животных, которые надо охранять. Что же делать, так хочется, чтобы в группе распустились цветы? (Рисовать, лепить).

- Я предлагаю сделать аппликацию «Подснежники», чтобы они украсили нашу группу и подарили нам весёлое, весеннее, солнечное настроение.

"Подснежник" Людмила Кудрявская

Прибежал подснежник

В мартовский лесок,

Заглянул подснежник

В чистый ручеек.

И, себя увидев,

Крикнул: "Вот те на!

Я и не заметил,

Что пришла весна".

9. Подведение итогов:

Воспитатель: Ребята вам понравилось наше путешествие? Что вам запомнилось и понравилось больше всего? Какое у вас настроение? Хотите с ним поделиться с гостями? Как это можно сделать? Улыбнуться, подарить цветы.