Педагогическое сообщество

«Созидательный педагог»

Творческая работа на тему:

«Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством логоритмических упражнений»

Выполнила воспитатель:

Эсауленко Виктория Александровна

МДОУ «Детский сад №120» город Ярославль

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………3

1.Изучение процесса развития речи с позиции исторических и психолого-педагогических исследований………………………………………….…5

2.Особенности развития речи у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………..8

3.Логоритмические упражнения как одно из средств развития речи у детей дошкольного возраста……………………………………………….…….9

4.План работы по развитию речи у детей дошкольного возраста посредствам логоритмических упражнений…………………………………..……......10

Заключение…………………………………………………………………21

Список литературы…………………………………………….……….….22

Введение

« Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»

В.А.Сухомлинский.

Актуальность проблемы развития речи у детей дошкольного возраста на современном этапе развития образования очень высока, так как речевая функция – это одна из важнейших психических функций. Овладев речью, ребёнок осознаёт, планирует и регулирует своё поведение. Речевое общение создаёт необходимые условия для развития различных форм деятельности и социализации в целом.

В ФГОС ДО в образовательной области «Речевое развитие» прописаны направления развития, включающие в себя владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной монологической и диалогической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи; фонематического слуха.

Современный педагог ставит перед собой цели и задачи по развитию всех компонентов речи детей: от свободного общения со взрослыми и детьми, овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими, развития грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм, формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи, – до практического овладения воспитанниками нормами родного языка.

Концептуальные основы развития речи в детском возрасте раскрыты в трудах известных педагогов и психологов, таких как Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Гвоздев, Е. И. Тихеева.

И.М. Сеченов, И.П. Павлов, А.В. Запорожец, В.Н. Аванесова, А.А. Люблинская, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Г.Л. Розенгард-Пупко, П.Я. Гальперин, Л.А. Бенгер, М.Ю. Кистяковская, Ж. Пиаже, А. Валлон, Р.Я. Абрамович-Лехтман, Н.А. Бернштейн утверждали, что движения, практическая деятельность детей имеют чрезвычайно важное значение в развитии ряда высших корковых функций, пространственных отношений, познавательной деятельности и речи.

Современные педагогические исследования и практический опыт подтверждают, что индивидуальные различия в развитии детей дошкольного возраста, в том числе и в речевом развитии, могут быть очень велики. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает необходимость обеспечения условий для развивающей и коррекционной работы с детьми в каждой дошкольной образовательной организации.

Т.А. Карташева, Л.А. Комарова, М.Г. Нефёдова и др. большую роль в процессе развития речи отдают логопедической ритмике (логоритмике), основанной на синтезе слова, движения и музыки.

Логопедическая ритмика представлена широким спектром специальных игр и упражнений, направленных на исправление речевых и неречевых нарушений, развитие коммуникативных навыков, а также формирование положительной познавательной мотивации.

На основе анализа психолого-педагогической литературы и результатов обобщения современной педагогической практики обозначена проблема исследования, заключающаяся в выборе и обосновании психолого-педагогических условий, способствующих развитию речи дошкольников посредством логоритмических упражнений.

Объект исследования: процесс развития речи у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: логоритмические упражнений как средство развития речи у детей дошкольного возраста.

Цель: изучить и на теоретическом уровне обосновать возможности применения логоритмических упражнениях как средства речевого развития детей дошкольного возраста.

Исходя из определения цели в исследовании были поставлены задачи:

- Изучить основные теоретико-методические подходы по развитию речи у детей дошкольного возраста;

- Рассмотреть сущность логоритмических упражнений как средства развития речи детей дошкольного возраста;

- Описать и обосновать психолого-педагогические условия, способствующие развитию речи у детей дошкольного возраста посредствам логоритмических упражнений

- Определить способы оценки процесса и результатов опытно-поисковой работы по развитию речи у детей дошкольного возраста посредствам логоритмических упражнении.

Методы исследования: анализ литературы, наблюдение, опрос, обобщение педагогического опыта, моделирование, опытная работа.

Данная работа может представлять практическую значимость для студентов педагогического колледжа, воспитателей ДОО, учителей-логопедов, музыкальных руководителей и родителей детей, интересующихся вопросами речевого развития дошкольников.

1. Особенности развития речи у детей дошкольного возраста

Речь следует рассматривать как компонент активного, целенаправленного коммуникативного поведения, продукт и элемент коммуникации, поскольку посредством речи человек способен вступать в многочисленные контакты, в процессе которых он пополняет и расширяет свой кругозор и устанавливает взаимосвязи с окружающим его природным, предметным и социальным миром. В процессе речевых коммуникаций происходит самопознание человеком собственного “Я” и появляется реальная возможность самовыражения и самореализации.

Речь развивается и проявляется в общении людей. Интересы развития языка ребенка требуют постепенного расширения его социальных связей. Они влияют как на содержание, так и на структуру речи. В своем социальном развитии ребенок, начиная с первичной социальной ячейки (мать и дитя), членом которой он становится в момент рождения, постоянно общается с людьми, а это, конечно, влияет на качественный рост и проявление его речи.

В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Речевое общение в его полном виде – понимание речи и активная речь – развивается постепенно.

Собеседниками ребенка должны быть и дети, и взрослые, но особенно важно и необходимо, чтобы ребенок вращался в среде своих сверстников, чтобы ему была предоставлена широкая возможность общаться с детьми, играть, обмениваться мыслями и чувствами и этим путем развивать свою речь.

Согласно психологической периодизации выделяются следующие возрастные периоды, характеризующиеся определенным речевым развитием.

1. Младенческий возраст – до одного года.

У ребенка идет реакция на голоса близких людей. Улыбки, смех, лепет, жесты. Начальные проявления экспрессивной функции речи. Весь период связан с потребностью в общении – эмоционального и содержательного; стремление к достижению какой-либо цели. Вербальная речь встречается редко, к концу периода – первые проявления номинативной функции речи, называние предмета.

2. Ранний возраст – 1 – 3 года.

Складывается обобщающая функция слова: ребенок называет вещи, при этом расширяет словарь, развивает мышление. Происходит единство общения и обобщения. Слоговой состав слова усваивается раньше звукового. Речь связывается с практической деятельностью ребенка – игрой, познанием окружающих предметов, усвоением способов использования их.

3. Младший дошкольный возраст.

На четвёртом году жизни у детей отмечается заметное улучшение произношения, речь становиться более отчетливой. Дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель. Шире начинают использовать, кроме существительных и глаголов, другие части речи: прилагательные, наречия, предлоги.

Появляются зачатки монологической речи. В речи детей преобладают простые распространённые предложения.

Сложносочинённые и сложноподчинённые предложения дети употребляют, но очень редко. Четырёхлетние дети не могут самостоятельно вычленять в слове звуки, но легко подмечают неточности звучания слов в речи сверстников. Речь детей носит в основном ситуативный характер, она ещё недостаточно точна в словарном и совершенна в грамматическом отношении, не вполне чиста и правильна со стороны произношения. Ребёнок может с небольшой помощью взрослых передать содержание хорошо знакомой сказки, прочитать наизусть небольшое стихотворение. Инициатива в общении всё чаще исходит от ребёнка.

4.Средний дошкольный возраст.

К пяти годам у детей отмечается резкое улучшение произносительной стороны речи, у большинства заканчивается процесс овладения звуками. Речь в целом становиться чище, отчётливей. Возрастает речевая активность детей. Дети начинают овладевать монологической речью, однако в структурном отношении она не всегда совершенна и чаще всего имеет ситуативный характер.

5. Старший дошкольный возраст.

На этом возрастном этапе продолжается совершенствование всех сторон речи ребёнка.

Всё чище становиться произношение, более развёрнутыми фразы, точнее высказывания. Ребёнок не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними, временные и другие отношения. Имея достаточно развитую активную речь, дошкольник пытается рассказать и отвечать на вопросы так, чтобы окружающим его слушателям было понятно, что он хочет сказать. Одновременно с развитием самокритичного отношения к своему высказыванию у ребёнка появляется и более критическое отношение к речи сверстников.

К концу шестого года ребенок в речевом развитии достигает довольно высокого уровня. Он правильно произносит все звуки родного языка, отчетливо и ясно воспроизводит слова, имеет необходимый для свободного общения словарный запас, правильно пользуется многими грамматическими формами и категориями; его высказывания становятся содержательнее, выразительнее и точнее.

В дошкольном детстве, естественно, для ребенка не заканчивается процесс овладения речью. Да и речь его в целом, конечно, не всегда бывает интересной, содержательной, грамматически правильно оформленной. Обогащение словаря, развитие грамматически правильной речи, совершенствование умения при помощи речи выражать свои мысли, интересно и выразительно, передавать содержание художественного произведения будут продолжаться в школьные годы и на протяжении всей жизни.

Основная особенность развития речи у детей в дошкольном возрасте заключается в том, что ребенок переходит к сознательному овладению речью.

Речевое развитие осуществляется с помощью речевых упражнений. Разрабатывая эти упражнения, педагог ориентируется на определенные формы умственной работы ребенка: на анализ и синтез, индукцию и дедукцию, на выделение существенных признаков, на обобщение и конкретизацию, на выявление причинно-следственных связей между явлениями, на сравнение, сопоставление и противопоставление, на решение мыслительных задач.

Таким образом, изучив особенности развития речи детей дошкольного возраста, мы узнали, что в своём развитии детская речь проходит ряд этапов, качественно отличающихся друг от друга.

Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.

2.Логоритмические упражнения как одно из средств развития речи у детей дошкольного возраста

Главная задача в логопедической ритмике – улучшение речи через развитие слухового внимания на основе формирования в процессе движения чувства ритма.

Логоритмические занятия способствуют развитию всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, творческих способностей детей, воспитывают нравственно - эстетические и этические чувства.

Структура логоритмического занятия состоит из различных видов музыкальной и речевой деятельности. В основе методики таких занятий положен комплексно-тематический метод в сочетании с наглядностью и игровыми приёмами. Сюжетно-тематическая организация занятий и разнообразие в преподнесении учебного материала способствуют спонтанному развитию коммуникативной компетенции, связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, что помогает достичь высоких результатов в обучении.

Таким образом, использование логоритмики в коррекционной работе у детей дошкольного возраста, способствует реализации основной задачи: развитию всех сторон речевой деятельности, совершенствованию всех функций речи, памяти, внимания, мышления и других сторон психической деятельности детей.

На основе анализа изучение психолого-педагогической литературы можно сделать вывод, что вопрос о развитии речи у детей дошкольного возраста интересен многим ученым, рассматривается с разных сторон; изучаются средства устранения дефектов речи с помощью различных коррекционных методик, одной из которых является логопедическая ритмика. Из этого можно сделать вывод, что проблема развития речи детей дошкольного возраста остается актуальной и на сегодняшний день.

3. План работы по развитию речи детей дошкольного возраста посредством логоритмических упражнений

Идея может быть воплощена через замысел: проверка результативности логоритмических упражнений как средства развития речи у детей дошкольного возраста.

Объектом опытно-поисковой работы: процесс развития речи у детей дошкольного возраста.

Предмет: логоритмические упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста.

Цель работы: определить результативность использования цикла логоритмических упражнений как средства развития речи у детей дошкольного возраста.

Задачи:

Подобрать логоритмические упражнения;

Подобрать и обосновать диагностический инструментарий;

Выявить уровни речевого развития дошкольников;

Реализовать цикл логоритмических упражнений в одной из групп детского сада;

Провести повторную диагностику уровня речевого развития дошкольников;

Проанализировать и сопоставить результаты диагностик.

Гипотеза: подобранный цикл логоритмических упражнений будет результативным средством развития речи дошкольников.

Критерии оценивания: оценивается уровень развития речи у детей среднего дошкольного возратса.

Высокий уровень: ребенок активен в общении, ясно и последовательно выражает свои мысли, использует образную речь, точность языка, лексический запас словаря достаточный для данного возраста.

Средний уровень: ребенок умеет слушать и понимать речь, участвует в общении чаще по инициативе других, активный словарь ребёнка отличается невысоким лексическим запасом словаря, чаще применяет в речевом общении односложные фразы.

Низкий уровень: ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, не умеет последовательно излагать свои мысли, словарь ребенка скуден.

Этапы работы:

Подготовительный – выявление проблемы, исследование актуальности обозначенной проблемы, подбор цикла логоритмических упражнений, составление программы опытно-поисковой работы.

Основной – исследование уровня развития речи детей дошкольного возраста, реализация цикла логоритмических упражнений, проведение повторной диагностики.

Итоговый – сопоставление первичной и повторной диагностики уровня речевого развития у детей дошкольного возраста, анализ результатов опытно-поисковой работы.

Способы оценки результатов и процесса развития речи у детей дошкольного возраста посредствам логоритмических упражнении

Оценка особенностей и отслеживание динамики изменения развития речи у детей дошкольного возраста а, следовательно, и результативности подобранных логометрических упражнений возможны на основе применения диагностических методов и методик. Их выбор осуществляется в соответствии с целью дипломной работы. Для сбора достоверной информации об изучаемом явлении, применялись методики, позволяющие осуществлять сбор различных типов данных.

Методы и методики диагностического обследования отобраны в соответствии с темой опытно-поисковой работы, возрастными и индивидуальными особенностями детей дощкольного возраста, что позволяет изучить динамику влияния логоритмических упражнений на развитие речи дошкольников.

Оценка уровней развития речи у дошкольников будет осуществляться с помощью диагностических методик.

Критерии оценки уровня развития разных сторон речи детей среднего дошкольного возраста представлены в приложение 1.

Обоснование выбора методов диагностики:

Для оценки развития речи дошкольников и отслеживания динамики повышения развития речи, подобрана следующая диагностическая методика.

Методика обследования речевого развития дошкольников была скомбинирована из следующих методик: состояние языковой способности как психолингвистической универсалии (Н.В. Микляева), состояние высших психических функций, выявляемое на основе нейропсихологического исследования (Т.В. Ахутина, А.В. Семенович, Л.С. Цветкова), уровень владения языковыми средствами (О.Е. Грибова, Т.П Бессонова), состояние когнитивной сферы и потенциальных возможностей овладения речью (О.Н. Усанова, Н.Я. Семаго).

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

                        (возраст ребенка от 4 до 5 лет)

Собственно языковое тестирование целесообразно предварить небольшим собеседованием, для того чтобы убедиться, не являются ли возможные ошибки в речи лишь следствием обедненного представления об окружающем мире.

1 блок

Основная цель тестовых заданий этого блока заключается в определении уровня сформированности лексической системности, которая оценивается по двум основным параметрам: объему словаря и многообразию связей (смысловых и формальных) между лексическими единицами.

Задание 1

Назови то, что ты видишь на рисунке. Показать одну изкарточек.

A.        Рисунки: санки, цыпленок, полотенце, бусы, замок,
автобус, апельсин, земляника, скамейка / лавочка.

Б. Рисунки: шапка, жук, ежик, ножницы, лягушка, душ, шляпа, вишня, шкаф.

B.        Рисунки: чашка, очки, чемодан, щетка, котенок,
утенок, щенок, велосипед, щука.

Г. Рисунки: майка, юбка, елка, яблоко, лимон, платье, лестница, самолет, чашка.

Д. Рисунки: сковорода, кастрюля, крокодил, верблюд, воробей, дятел, трамвай, вертолет, светофор.

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 8.

Задание 2

Рассмотри рисунки. Назови все предметы, изображенные в каждой рамке, одним словом.

Рисунки: земляника, малина, вишня, туфли, сапоги, ботинки, яблоко, груша, лимон, роза, ромашки, тюльпаны.

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 4.

Задание 3

Рассмотри рисунки и скажи, для чего нужен каждый из этих предметов.

Рисунки: веник, удочка, топор, ножницы, половник, сачок, иголка швейная, лопата, карандаш.

ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный ответ — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 9.

Задание 4

Рассмотри рисунки и скажи, что на них изображено.

Рисунки: стул — табурет; варежки — перчатки; кофта—свитер; гнездо — скворечник, автобус — трамвай.

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 10.

Задание 5

Рассмотри рисунки и скажи, что общего между парами предметов, изображенных на них, и чем они различаются.

Рисунки: стул — табурет; варежки — перчатки; кофта— свитер; гнездо — скворечник, автобус — трамвай.

ОЦЕНКА: правильно указано только общее — 1 балл, правильно указано общее и различия — 2 балла, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 10.

Задание 6

Рассмотри рисунки и скажи, кто что делает.

Рисунки: бабушка вяжет носок, мальчик ловит рыбу, девочки подметают пол, мальчик умывается, тетя поливает цветы.

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 5.

Задание 7

Рассмотри рисунки и покажи: письменный стол, мужские сапоги, железную лопату, женский зонт.

Рисунки: письменный стол, обеденный стол, мужские сапоги, женские сапоги, железная лопата, деревянная лопата, зонт мужской, зонт женский.

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 4.

Задание 8

Какие цветы называют комнатными? Какую куртку называют детской? Какой мяч называют футбольным? Какую лампу называют настольной? Какую обувь называют уличной?

ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 5.

В эксперименте приняли участие дети средней группы «Аленушка» 10 человек. 6 девочек и 4 мальчика.

Подготовительный этап. Результаты детей в начале эксперимента. Максимальное количество балов – 55.

Высокий уровень: 37-55 баллов.

Средний: 18-36 баллов.

Низкий: 0-17 баллов.

Вывод: по итогам исследования, дети показали средний результат, что не соответствует их возрастным нормам. Исходя из этого, для детей будет проведена работа по развитию речи посредством логоритмических упражнений. Срок проведения эксперимента с 09.10.2017 по 06.11.2017.

Логоритмические занятия направлены на развитие всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, творческих способностей детей , воспитывают нравственно-эстетические и этические чувства.

09.10.2017  Понедельник

«ОСЕНЬ» («Логопедия» Л.Н.Смирнова стр.10, «Логоритмика для малышей» М.Ю.Картушина стр.26-28 )

Цели: Дети должны усвоить основные признаки осени (похолодание, изменение окраски листьев на деревьях, опадание листьев, частые дожди, изменения в одежде детей и людей; перелет птиц на юг, сбор урожая). 

Физкультминутка -«Дождик капелька- водяная сабелька»

Дождик, дождик, капелька- водяная сабелька,

Лужу резал, резал, резал

Не разрезал, не разрезал

И устал , и перестал!

Физкультминутка –логоритмика «Осень» (Я.Аким):

Дождь, дождь целый день

Барабанит в стекла

Вся земля, вся земля от воды размокла….

11.10.2017  Среда

«ОВОЩИ» («Логопедия» стр.12, М.Ю.Картушина «Конспекты логоритмических занятий» стр.35)

Цели: Дети должны усвоить названия основных овощей, их цвет, форму и вкус ; обобщающее слово –овощи; где растут овощи.

Физкультминутка-логоритмика «Здравствуй, Осень!»

«Здравствуй, осень»

Здравствуй, Осень! Здравствуй, Осень!

Хорошо, что ты пришла!

У тебя мы, Осень, спросим, что в подарок принесла?

Принесла я вам муки!

Значит, будут пироги!

Принесла вам гречку!

Каша будет в печке!

Принесла вам овощей!

Для салата и для щей!

Принесла и меду !Полную колоду!

Ты и яблок, ты и меду, ты и хлеба принесла,

А хорошую погоду нам в подарок принесла?

Дождику вы рады?

Не хотим, не надо!

Физкультминутка-логоритмика:

Дети идут в огород идут, а там овощи растут,

Дети спинки наклоняют, и горох они срывают.

13.10.2017 Пятница

«ОВОЩИ И ФРУКТЫ» (Л.Н.Смирнова«Логопедия»,стр.15М.Ю.Картушина «Логоритмические занятия»,стр.26, диск «Пальчиковые игры» Е.Железнова – «Обезьянки»

Цель: Дети должны усвоить речевой материал, названия основных фруктов, их цвет, форму и вкус; обобщающее слово фрукты; где растут фрукты, различия между овощами и фруктами. Импровизировать движения в такт стихотворения.

Пальчиковая игра «Паучок»:

На изогнутый сучок, сломанный, осенний,

Опустился паучок с крестиком на спинке,

Свил уютный гамачок, сам -в сторонку и молчок!

Физкультминутка –логоритмика :

На носочки я встаю, яблочко я достаю,

С яблочком бегу домой, мамочке подарок мой!

Пальчиковая гимнастика: «АПЕЛЬСИН»:

Мы делили апельсин, много нас, а он один.

Эта долька-для ежа, эта долька- для стрижа,

Эта долька – для утят, эта долька- для котят,

Эта долька- для бобра. А для волка...кожура.

Он сердит на нас – беда! Разбегайтесь кто куда.

16.10.2017 Понедельник

«ДЕРЕВЬЯ» (Л.Н.Смирнова «Логопедия», стр.17, М.Ю.Картушина «Логоритмические занятия», стр.27, И.Е.Аверина «Физкультурные минутки и динамические паузы», стр.96-97)

Динамическая пауза «Деревья»

Дует ветер нам в лицо и качает деревцо.

Ветерок все тише, тише, деревца все выше, выше.

Физкультминутка-логоритмика: «Дует ветер»:

Дует, дует ветер. Дует, задувает.

Желтые листочки с дерева срывает,

И летят листочки над лесной дорожкой,

Падают листочки прямо нам под ноги.

Ритмическая игра «Листочки»:

Мы листики осенние, на ветках мы сидели,

Дунул ветер- полетели.

Мы летели, мы летели и на землю тихо сели.

Ветер снова набежал и листочки все поднял.

Закружились, полетели и на землю тихо сели.

18.10.2017 Среда

«В ЛЕСУ» (Л.Н.Смирнова «Логопедия», стр.19, М.Ю.Картушина, стр. 15, стр.99)

Цели: Дети должны усвоить, что растет в лесу; кто живет в лесу; как выглядит лес в разные времена года; существительное с обобщающим значением –лес. Импровизировать движения в такт стихотворений.

Динамическая пауза: «Рыжие белочки» ( Л. Некрасовой)

Листики падают, осень пришла.

Рыжие белочки, как у вас дела?

-Мы набрали шишек для своих детишек.

Листьев полное дупло-будет нам зимой тепло.

Листики падают, осень пришла.

Рыжие белочки, как у вас дела?

-Насушили ягод, чтоб хватило на год.

РИТМИЧЕСКАЯ ИГРА: «Вот под елочкой»

Вот под елочкой зеленой скачут весело вороны:

Кар-кар-кар!

Целый день они кричали, спать ребятам не давали:

Кар-кар-кар!

Только к ночи умолкают и все вместе засыпают:

Кар-кар-кар!

Пальчиковая гимнастика: «Пальчики на прогулке», (Е.Н.Краузе «Логопедия», стр.64-65):

Раз, два, три, четыре, пять! Вышли пальцы погулять!

Этот пальчик гриб нашел. Этот пальчик чистит стол.

Этот резал. Этот ел. Ну а этот лишь глядел!

20.10.2017 Пятница

 «ОДЕЖДА И ОБУВЬ» (Л.Н.Смирнова, стр.21, Е.Н.Краузе «Логопедия», стр.60, И.Е.Аверина «Динамические паузы в ДОУ», стр.64, 99)

Цели: Дети должны усвоить названия и назначения основных видов одежды и некоторых ее частей; название обуви; различие взрослой и детской одежды; существительные с обобщающим значением –одежда и обувь.

Физкультминутка-логоритмика: «Идем на прогулку»:

Мы снимаем тапки, надеваем шапки,

Шарфики, штанишки, сапоги, пальтишки,

Надеваем куртки- готовы для прогулки!

Массаж ног «Божьи коровки»:

Божьей коровки папа идет, следом за папой мама идет.

За мамой следом детишки идут, вслед за ними малышки бредут.

Красные юбочки носят они, юбочки с точками черненькими.

Папа семью в детский садик ведет, после занятий домой заберет.

Ритмическая игра: «ВЬЮШКИ-ВЬЮШКИ»:

Вьюшки, вьюшки, вьюшки, вью.

Колотушки колочу. Приколачиваю. Заколачиваю.

Оп!

Дзынь! (И.Е.Аверина «Динамические паузы в ДОУ», стр.57)

Двигательные упражнения под музыку «Мы в поезде».


          23.10.2017 Понедельник

«ПОСУДА»

Цели: Дети должны усвоить знания о том, что это предметы домашнего обихода, названия основных предметов посуды, существительное с обобщающим значением –посуда. Развивать чувство ритма.

Массаж «Шла купаться черепаха»:

Шла купаться черепаха и кусала всех со страху.

«Кусь, кусь, кусь, кусь, никого я не боюсь».

Развитие чувства прикосновения: «Рельсы, рельсы»

Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы. Ехал поезд запоздалый.

Из последнего вагона просыпался горох.

Пришли куры, поклевали, поклевали,

Пришли гуси, пощипали, пощипали.

Пришли кони, поскакали, поскакали.

Пришел слон, потоптал, потоптал,

Пришел зайчик, поскакал, поскакал,

Прибежали мышки, побегали, побегали.

Приползали змеи, поползали, поползали.

Пришел дворник и все размел, размел.

Музыкальная скороговорка «Соня-соня» (диск «Логопедические распевки» Т.С.Овчинникова).

25.10.2017 Среда

«Продукты питания» (Л.Н.Смирнова «Логопедия», стр.26, М.Ю.Картушина «Логоритмика для малышей», стр.30)

Цели: Дети должны усвоить названия продуктов питания (5-7); для чего они нужны; где они продаются; что из них можно приготовить; где они хранятся и почему; обобщающие понятия – еда, пища.

Пальчиковая игра  «Каша-малаша»

Каша-малаша, ты так хороша, если добавить стакан молока.

Масло и сахар в кашу кладем и эту кашу деткам даем.

Каша-малаша, ты так хороша, если добавить кувшин молока.

Масло и сахар в кашу кладем и эту кашу мамам даем.

Каша-малаша, ты так хороша, если добавить ведро молока.

Масло и сахар в кашу кладем и эту кашу папам-великанам даем.

Пальчиковая игра « Варим суп»

Эй, ребята! Эге-гей! Чистим овощи для щей.

Режем мы капустку- будет супчик вкусный!

Чистим мы картошку, чистим очень ловко.

Мы натрем морковку, красную головку.

А потом, а потом мы покрошим помидор,

И головку лучка, и зубок чесночка.

Мы посолим супчик.

Попробуйте, голубчик!

Динамическая пауза «МУХА – ПРИВЕРЕДА»

Муха, муха, привереда, прилетела к нам к обеду.

Видит, мух: стол накрыт, по тарелкам суп разлит,

Хлеб нарезан. Можно есть!

Только где же мухе сесть?

Села муха на окошко, съела муха хлеба крошку.

Тряпкой муху мы прогнали: «Кыш-кыш-кыш!

В гости мы тебя не звали: «Кыш-кыш-кыш!»

Физкультминутка- логоритмика: «Точим нож»

Точим нож, точим нож, будет очень он хорош.

Будет резать он припасы: масло, яйца, сыр, колбасы,

Помидоры, огурцы – угощайтесь, молодцы!

ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА: « ДВА ТАРАКАНА».

27.10.2017 Пятница

«ЧАСТИ ТЕЛА» (Л.Н.Смирнова «Логопедия», стр.28,

Цели: Дети должны усвоить названия основных частей тела; их функции; умение различать правую и левую руку и ногу; пространственные направления (вверх – вниз, спереди – сзади, направо – налево, вперед – назад)

Физкультминутка – логоритмика «НА БЛИНЫ»

Стала Маша гостей созывать:

-И Иван приди, и Степан приди, да и Андрей приди, да и Матвей приди,

А Митрошечка:

-Ну, пожалуйста!

Стала Маша гостей угощать:

-И Ивану блин, и Степану блин, да и Андрею блин, да и Матвею блин,

А Митрошечке – мятный пряничек!

Стала Маша гостей провожать:

- Прощевай, Иван! Прощевай, Степан! Прощевай, Андрей! Прощевай, Матвей!

А ты, Митрошечка, моя крошечка, да ты побудь со мной еще немножечко!

Пальчиковая гимнастика «КОЗЕЛ»

Вышел козел из новых сеней.

Нагнул шею: «Дай хлеба скорей!»

Выставил рожок: «Дай пирожок!»

Протянул копытце: «Дай воды напиться!»


30.10.2017 Понедельник

«ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ» (Л.Н.Смирнова «Логопедия», стр.36,

Цели: Дети должны усвоить названия домашних животных (кошка, собака, корова, лошадь, свинья); из каких частей состоит их тело; чем питаются, какую пользу приносят, различия между домашними и дикими животными. Развивать память, чувство ритма.

Упражнение на развитие воображения «ПЕТУХ»

Трух – тух – тух, трух – тух – тух,

Ходит по двору петух.

Сам со шпорами, хвост с узорами.

На дворе стоит, на весь двор кричит:

- Ку –ка- ре-ку!!!

Массаж « ДВА КОТА»

Жили – были два кота. Восемь лапок, два хвоста.

Подрались между собой серые коты,

Поднялись у них трубой серые хвосты!

Дрались днем и ночью. Прочь летели клочья!

И остались от котов только кончики хвостов!

Динамическое упражнение  «КАК ЖИВЕШЬ?»

-Как живешь? Вот так! –Как идешь? Вот так! – Как бежишь? Вот так!

-Ночью спишь? Вот так! – Как берешь? Вот так!

-А даешь? Вот так! – Как шалишь? Вот так! - Как грозишь? Вот так!

-Как живешь?.....

Коммуникативная игра «Гуси, пастух и волк»

Пастух. Гуси, гуси!

Гуси. Га, га, га.

Пастух. Есть хотите?

Гуси. Да, да, да.

Пастух. Ну, летите.

Гуси. Нам нельзя. Серый волк под горой не пускает нас домой.

Пастух. Ну , летите, как хотите, только крылья берегите.

Пальчиковая игра « ШЛА КОЗА ПО МОСТИКУ»

Шла коза по мостику и виляла хвостиком,

Зацепилась за перила, прямо в речку угодила!

Упражнение на развитие чувства ритма «ИЗ - ЗА ЛЕСУ, ИЗ –ЗА ГОР»

Из –за лесу, из –за гор едет дедушка Егор:

Сам на лошадке, цок – цок –цок –цок,

Жена на коровке: му –му –му –му,

Дети на телятках: Ой –ой-ой-ой,

Внуки на козлятках: ме – ме – ме – ме.

Тпру…….Приехали……


01.11.2017 Среда

ПОВТОРЕНИЕ: «ОДЕЖДА И ОБУВЬ»


03.11.2017 Пятница

«Домашние животные и их детеныши» (Л.Н.Смирнова «Логопедия» , стр.40 )

Цели: Дети должны усвоить названия домашних животных и их детенышей, их отличительные признаки ; обобщающие слова – домашние животные и детеныши.

Физкультминутка - логоритмика «НА ЛОШАДКЕ» (диск «Веселая логоритмика» Е. Железнова

Зарядка «ВЫШЛИ УТОЧКИ НА ЛУГ»

Вышли уточки на луг, кря –кря – кря!

Пролетел веселый жук, ж – ж – ж!

Гуси шею выгибают, га – га – га!

Клювом крылья расправляют. Ветер ветки раскачал?

Шарик тоже зарычал, р – р – р!

Зашептал в воде камыш, ш – ш – ш!

И опять настала тишь, ш – ш – ш.
После проведенной работы с детьми по развитию речи посредством логоритмических упражнений, было проведено повторное исследование.

Вывод: по итогам исследования, дети показали высокий результат, что соответствует их возрастным нормам. Исходя из этого, в программу обучения будет включена работа по развитию речи посредством логоритмических упражнений.

Заключение

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения.

Логоритмические упражнений оказывают большое влияние на развитие речевой активности у детей дошкольного возраста. При использовании логоритмики у ребенка развиваются творческих способности, формируется правильная осанка, красивая походка, укрепляется костно-мышечный аппарат, и, самое главное, развивается речь, нивелируются недостатки речевого развития. Лечение посредством движений применяются издавна. Оно предполагает использование всех видов и форм движений в качестве лечебных факторов.

На основе психолого-педагогической литературы можно сделать следующие выводы: развитие речи – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми специалистами на основе интегративного подхода.

Список литературы:

Аксанова Т.Ю. Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с дошкольниками с ОНР - СПб., Детство-Пресс, 2009.

Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. - М.: Академия, 2008. -159с.

Аюпова Е.Е., Степанова А.Г. Логоритмика в детском саду: Программа логоритмических занятий для детей дошкольного возраста. - Пермь, 2009. - 36с.

Асташина И.В. Логопедические игры и упражнения для детей. – м.: ООО издательство «Дом.XXI век», 2008. – 189 с.

Бородич А.М.Методика развития речи детей. -М.: Просвещение,2011. -255с.

Бортфельд С.А. Двигательные нарушения и лечебная физкультура. - Л., 1971;

Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. - М.,2009.

Волкова Г.А. Логоритмика. - М., 2011.

Волкова ГА. Содержание логоритмического воспитания заикающихся детей преддошкольного возраста // Совершенствование методов диаг-ност и к и преодоления нарушений речи. — Л., 2011.

Воронова А.Е. Логоритмика в речевых группах дошкольного образовательного учреждения для детей 5-7 лет. - М., 2012.

Воронова А.Е. Развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательных координаций у дошкольников с нарушениями речи средствами музыкально­ритмической деятельности. // Диагностика и коррекция трудностей развития у детей. - И., 2013.

Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Лабиринт, 2008.

Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду. – М., 2012.

Выготский Л. С. Мышление и речь. - Собр. соч. в 6 т. - М.:

Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи. - М., 2009.

Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М. ,2011.

Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичёва Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М., 2010.

Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2011.

Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспект /Под ред. О.С. Ушаковой. -М.: Совершенство, 2009 -368с.

Катаева А.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя/ А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. - М.: Гуманит. издательский центр ВЛАДОС, 2009.

Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. - М., 2008.

Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функции мозга ребенка. - М., 2012.

Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под ред. Гаркуша Ю.Ф. - М., 2010.

Косарева Е. Речь, музыка, движение //Дошкольное воспитание.- 2007 -№3.

Косарева Е. Речь, музыка, движение //Дошкольное воспитание.- 2007 -№4.

Крайг Г. Психология развития. - СПб., 2009.

Кузнецова Е.Н. Логоритмические занятия //Дошкольное воспитание. -2013 -№3.

Лопухина И.С. Логопедия. Речь, ритм, движение. - СПТб, 2009.

Лисина М.И. Общение и речь: равитие речи у детей в общении со взрослым. – М.: Педагогика, 2008 – 562 с.

Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. – М.: Гардарики, 2005 – 269с.

Мухина В.С. Детская психология. - М.: ООО Апрель-Пресс, ЗАО ЭКСМО-Пресс, 2011 - 315с.

Новиковская О.А. Логоритмия для дошкольников в играх и упражнениях - М., 2009.

Обухова Л.В. Возрастная психология. - М.: Изд. «Педагогическое общество России», 2013 - 170 с.

Рубинштейн С.Л. Развитие связной речи.//Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста./ Сост.М.М.Алексеева, В.И.Яшина.-М.:Издательский центр «Академия», 1999.-560с.

Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред. Ф.А. Сохина - М.: Просвещение, 2011 -223с.

Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей // Дошк. воспитание.-2009 - №7 - С.15-18.

Рычкова Н.А. Логопедическая ритмика - М., 2008.

Самойленко Н.С. Логопедическая ритмика для дошкольников - М. 2009.

Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. -М.: Просвещение, 2009 - 176с.

Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). -М.: Просвещение, 2011 - 159с.

Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. - СПб., 2010.

Ушакова О.С. Развитие речи детей 4-7 лет //Дошк. воспитание. 2009 -№1. - С.59 - 66.