Педагогическое сообщество
«Созидательный педагог»
Краеведение – основа воспитания патриотизма
Краеведение на сегодняшний день становится очень важным звеном в развитии ребенка-дошкольника. Образование за последние несколько лет сделало колоссальный скачок в своем развитии, и методы и формы работы с детьми в направлении краеведения существенно изменились. Организация краеведческих центров (уголков) в возрастных группах, позволит повысить качество работы с детьми в области ознакомления с историей, традициями родного края.
Работая в центрах, дошкольники смогут применить на практике знания, которые они получили при посещении краеведческого музея, во время экскурсий по Благовещенску.
Цель создания центров краеведения – всестороннее изучение родного края, России.
В качестве задач определено следующее:
Изучив тщательно педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что особые формы работы в направлении краеведения просто необходимы в работе с детьми. При этом они должны наиболее точно отвечать целям и содержанию работы по краеведению в дошкольном учреждении:
Специально организованные уголки краеведения в детском саду должны соответствовать определенным требованиям:
Работа в таких уголках развивает у дошкольников речь, воображение, мышление, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности, расширяет область социально-нравственных ориентаций и чувств детей, пробуждая любовь к родному краю, России. Уголки краеведения в группах.
Содержание материалов в уголках краеведения зависит от возраста детей.
Младший дошкольный возраст (4-й год жизни).
Совместные работы из бросового и природного материала.Куклы в русских костюмах.
Средний дошкольный возраст (5-й год жизни)
Старший возраст (6-7-й годы жизни).
Педагогический коллектив детского сада в своей работе использует различные формы по знакомству детей с родным городом и родной страной: целевые прогулки, экскурсии, беседы, наблюдения, дидактические игры, чтение художественной литературы и т.д. Эта работа ведется в организованной деятельности, совместной деятельности взрослого с ребенком и в самостоятельной детской деятельности.
Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном крае. Чтобы детям было интересно знакомиться с историей края, его достопримечательностями, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний.
Знакомя детей с родным краем можно решить следующие задачи:
В старшем дошкольном возрасте увеличивается объём знаний о родном крае. Дети знакомятся не только с достопримечательностями родного края, но и с его историей.
Знакомство с родным краем продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности.
Работа с детьми по ознакомлению с родным краем ведётся и в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера (иллюстрации о природе родного края, фотоальбомы современного города и исторические фотографии).
В процессе всей работы у дошкольников воспитываются чувства восхищения, гордости за свой родной край.
В младшем дошкольном возрасте детям еще трудно представить себе наш город. Поэтому знакомство с ним начинаем с экскурсий по близлежащим улицам; с бесед о том, где им приходилось бывать, что интересного они видели; о том, что у каждой улице есть свое название, а у дома – свой номер.
С детьми среднего дошкольного возраста продолжаем работу по данному направлению: прежде всего детей знакомим с районом, на территории которого находится дошкольное учреждение, местоположением, совместно с воспитателем дети совершают небольшие целевые прогулки, обращаем их внимание на красоту улиц, на то, что создано руками человека. Это различные здания, в которых люди живут и работают.
В старшем дошкольном возрасте увеличивается объем знаний о родном крае. Детей знакомим с историей города и его достопримечательностями, героическими страницами истории. Чувства гордости испытывают дети, живущие на улицах, названных в честь знаменитых людей города.
Знакомство с родным городом и родной страной вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка нарисовать то, о чем только что услышал. Поэтому эта работа продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности. Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к своему родному городу, родной природе позволяют им создать выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях, а также заставляют задуматься над отношением к миру природы.
На музыкальных занятиях дети приобщаются к русской культуре. Традицией в детском саду стало проведение патриотических праздников: “День защитника Отечества”, “9 Мая – День Победы”, “День защиты детей” и др.
Работа с детьми по ознакомлению с родным краем ведется и в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера, иллюстративно – дидактический материал (иллюстрации о природе родного края, страны, фотоальбомы исторического и современного города, предметы народно-прикладного искусства).
Традицией в детском саду стало возложение цветов к памятнику героев ВОВ, приглашение ветеранов и участников ВОВ на празднование Дня Победы.
.
Средняя группа |
Старшая группа
| Подготовительная группа |
Фотоальбомы из ближайшего окружения: «Моя семья» «Мой детский сад» «Где мы с мамами гуляем» и т.д. | Фотоальбомы из ближайшего окружения: «Моя семья» «Мой детский сад» «Где мы с мамами гуляем» и т.д. Фотоальбомы о достопримечательностях родного города, района: «Благовещенск героический» «Благовещенск спортивный» «Мой город детям» «Природа родного края» «Промышленность нашего города» «Культурные центры нашего города» и т.д. Фотоальбом о столице нашей Родины - Москве | Фотоальбомы из ближайшего окружения: «Моя семья» «Мой детский сад» «Где мы с мамами гуляем» и т.д. Фотоальбомы о достопримечательностях родного города, района: «Благовещенск героический» «Благовещенск спортивный» «Мой город детям» «Природа родного края» «Промышленность нашего города» «Культурные центры нашего района» и т.д. Фотоальбом о столице нашей Родины - Москве Фотоальбомы о природе России Фотоальбомы о центральных городах России и их достопримечательностях Фотоальбомы о крупных городах мира, о разных странах и континентах |
Портрет президента России | Портрет президента Росси | |
Символика родного города (Флаг, герб)
| Символика родного поселка, района (Флаг, герб)
| Символика родного города, района (Флаг, герб) Символика России (Флаг, герб, гимн) Символика города Москвы (Флаг, герб)
|
План участка | Символика России (Флаг, герб, гимн) Карта г. Благовещенска
| Карта города Благовещенска Карта России Карта мира, глобус
|
Информация о государственных праздниках (в соответствии с программой) | Информация о государственных праздниках (в соответствии с программой) | Информация о государственных праздниках (в соответствии с программой) |